2.03.2006 8:43
Юрий Целиков: ?Резервы еще есть?
Дмитрий ШАТУНОВ
ПОНЕДЕЛЬНИК
[img]http://www.autosphere.ru/files/cache/8/2516/kcelikov.jpg[/img]Фото: ?Понедельник?
Юрий Кузьмич Целиков, и.о. генерального директора-председателя правления Международной ассоциации дилеров ОАО ?АВТОВАЗ?
Инженер, пишущий эпиграммы на высшее руководство завода, человек, который всю свою сознательную жизнь отдал Волжскому автозаводу и при этом никогда не скрывавший своей позиции по ключевым вопросам. Юрий Целиков ? гость газеты ?Понедельник?.
? Прошлая осень и зима прошли в нашем городе под знаком АВТОВАЗа: отставка Каданникова, новый менеджмент? Как выглядят эти события с вашей стороны, изнутри завода?
? Скажу так: как и многие тольяттинцы, я сильно озабочен ситуацией, которая сложилась на автозаводе. Для себя это называю ?Октябрьский переворот? и ?Декабрьское вооруженное собрание?. Эти два события резко поменяли ситуацию на заводе, и появились тенденции к изменению ситуации в городе. Ситуация никому не понятна: ни молодым специалистам, ни ветеранам, которые создали этот огромный машиностроительный комплекс. Как же так произошло, что без изменения собственника полностью сменилось руководство? Кто и каким способом завладел правом управления акционерным обществом? Каданников молчит, ничего не комментирует. Новое руководство тоже ни слова не говорит. Создается впечатление, что акционеров не нужно ни о чем информировать, что мы быдло.
Хотя кое-что из того, что произошло в последние два месяца, вызывает оптимизм. И положительные эмоции перевешивают отрицательные.
? Юрий Кузьмич, больше двух лет назад, в 100 номере нашей газеты, вы рассказывали о резервах, которые, по вашему мнению, есть у ВАЗа. Что изменилось за это время?
? Тогда я говорил, что один из наших резервов ? пересмотр отношений с СП ?GM?АвтоВАЗ?, которые для нас убыточны. Новое руководство пересмотрело отношения с СП, и цены на комплектующие, которые ВАЗ поставляет, были повышены. Второй резерв ? сборочные комплекты. Очень низкая рентабельность по этим позициям. Ну и третий резерв ? недооценка завода. Акции поднялись в цене весьма и весьма значительно.
? Вы говорите о нерентабельности поставок сборочных комплектов, а между тем недавно открылись сборочные заводы в Украине, в Египте?
? Это, по сути, продолжение тех проектов, которыми занималось прежнее руководство. Новый менеджмент пока не успел сделать ничего заметного, кроме перекрытия каналов утечки прибыли. Это чувствуется, это заметно. Сегодня ощущается, что руководство очищает финансовые потоки, и они становятся более прозрачными. Ну и кадровые перестановки. Не совсем понятно, по какому принципу происходят назначения. Мелькание кадров. Ветераны заводы считают, что это беда. На всем постсоветском пространстве есть два предприятия поточно-массового производства ? ВАЗ и КАМАЗ. И подходы в управлении этими предприятиями совершенно другие, уникальные. Вазовская система подготовки кадров подразумевала тщательную подготовку, обкатку, обучение специалистов. Виктор Николаевич Поляков беседовал практически с каждым начальником отдела или цеха, которые приходили устраиваться на работу. Директора производств беседовали с рабочими.
До периода новейшей истории ? последние события был один генеральный директор ? В.Н.Поляков и 50 замов генерального. Пятеро из них затем стали генеральными директорами. Людей на такие должности готовили несколько лет, они все прошли по ступеням развития и совершенствования.
? Может быть, это требование времени? Другое время, другие технологии управления.
? Какой-то смысл в этом есть, я не сомневаюсь. Но принципы кадровой политики неясны, никто коллективу ничего не объясняет. Мы отдали всю жизнь заводу и хотим знать, что происходит. Для того чтобы успешно двигаться вперед, нужно поглядывать в зеркало заднего вида. Я передал новому руководству видеофильм о первом генеральном директоре, книги об истории предприятия. Ответной реакции пока нет ? видимо, изучают. Если, конечно, для них это не временный бизнес. Такие мысли у меня появились, когда на эфире передачи Владимира Соловьева на НТВ присутствовал новый председатель совета директоров завода Владимир Артяков. И он ни слова не сказал журналисту, который по хамски выдавал информацию о ВАЗе. Я считаю, что Владимир Соловьев ? это Хам с большой буквы. Он неуважительно отнесся к ведущему предприятию машиностроительной отрасли, которое в свое время обеспечило настоящий прорыв в технологиях. На месте Артякова я бы Соловьева остановил: нельзя так относиться к более чем 100-тысячному коллективу.
? Юрий Кузьмич, давайте вернемся к теме резервов.
? Одним из резервов, о котором я не сказал два года назад, является кредитная политика завода. Топ-менеджеры брали кредиты в банках, которыми сами владели. Хотя у ВАЗа на тот момент было вполне достаточно собственных средств. За два года появился еще один новый резерв, который озвучен новым руководством, ? взаимоотношения с ГК СОК. У СОКа очень сильные и эффективные менеджеры, но нужно знать рамки и соблюдать интересы акционерного общества, а не своего кармана. В мире считается нормальным соотношение между зарплатой работников, которые создают продукцию, и зарплатой менеджмента в 10 раз. На ВАЗе этот коэффициент, насколько я знаю, более 25. Это явно противоречит здравому смыслу и чрезвычайно опасно. Естественно, что специалисты ? в том числе и конструкторы ? уходят с завода. Владимир Артяков говорит, что для разработки новых моделей будут привлекаться иностранные компании. Зачем же привлекать иностранцев, если наши кадры уезжают за рубеж? Возьмите хотя бы Пирожкова ? всемирно известного дизайнера.
? В России так уж повелось ? пророка нет в отечестве своем?
? Это да. Но если новое руководство завода остановит утечку профессиональных кадров, если прекратит практику двойных стандартов, которая идет на всех уровнях, то у завода появится перспектива создания автомобиля на уровне европейских моделей.
? О каких двойных стандартах идет речь?
? Речь идет о том, что Волжский автозавод приобретает у поставщиков некачественные комплектующие и скрывает это. На словах же декларируется совсем другое. Об этих двойных стандартах все знают. Есть некоторые комплектующие, в том числе и производимые предприятиями ГК СОК, где PPM (число бракованных изделий на миллион) зашкаливает за несколько тысяч. Да лучше избавиться от этих поставщиков, покупать комплектующие за рубежом! Вместо того чтобы тщательно просеять поставщиков, мы будем менять конструкторов. Декларируем одно, делаем другое, думаем третье. Это уже не двойные, а тройные стандарты.
Еще один момент: зима практически закончилась, а у дилеров до сих пор нет договоров с заводом о гарантии, они не знают, оплатят им работы, которые они провели на автомобилях, или нет.
? Ваши коллеги из числа конструкторов говорят, что один из резервов, не задействованных заводом, это маржинальные опции: сигнализация, аудиоподготовка и т.д.
? Наш автомобиль создавался достаточно давно, и создавался именно в расчете на небогатого покупателя. Те технологии, которые применяются сейчас на конвейере, очень во многом зависят от человеческого фактора. Для того чтобы внедрять все эти опции, нужны совсем другие технологии.
Во время съемок фильма о В.Н.Полякове я задал ему вопрос: каков срок жизни завода? Он ответил ? 40 лет с момента выпуска первого автомобиля. То есть к 2010 году и оборудование, и технологическая концепция настолько устареют, что модернизировать их никакого смысла не будет. Впрочем, учитывая благосостояние россиян, состояние дорог, этот срок можно продлить еще на 10 лет: есть глубинка, Тмутаракань, где наши карбюраторные автомобили еще долго будут востребованы. Но не надо испытывать иллюзий, что тюнинг можно делать на нынешнем конвейере.
? Возможно, заявление нового руководства о строительстве именно сборочного завода и подразумевает изменение концепции?
? Если это так, то я буду только рад.
? В связи с тем, что новое руководство ? выходцы из Рособоронэкспорта, по городу курсируют слухи, что производство комплектующих будет выведено на оборонные предприятия, ?почтовые ящики?. По вашему мнению, это возможно?
? Вы знаете, если бы я не работал некоторое время под руководством отца российской конверсии Александра Зибарева, то, может быть, согласился бы с этим мнением. Но мы в свое время обследовали сотни, если не тысячи предприятий оборонного комплекса, рассматривая возможность размещения производства комплектующих. И столкнулись с тем, что концепция поточно-массового производства в корне отличается от мелкосерийного и серийного производства, которое в большинстве своем присутствует на оборонных предприятиях. Одно дело ? желание, другое ? реальное состояние дел на предприятиях: оборудование, технологии, кадры.