C покупкой ЗМА компанией Северсталь любители ОКИ замерли было в предвкушении близости реализации их мечты. Наконец-то мощный инвестор прольёт благодатный дождь на необходимые разработки. Под крылом КАМАЗа у ЗМА не хватало денег на модернизацию первоначального проекта и ВАЗ1111-ОКА (производится 18 лет с 21.12.1987) изготовлялась практически по исходным чертежам с ВАЗ, без каких-либо существенных переделок. Конечно запуск современной линии DURR сильно поднял качество кузовной основы. И на заводе занимались перспективными разработками. По приборам, пластику, сидениям, топливопроводу, эргономике, безопасности и главное ? по двигателям. Промежуточные итоги мы имели счастье наблюдать в декабре 2004года на тест-драйве инжекторных автомобилей ЗМА, где были представлены основные варианты впрысковых двигателей на ОКУ. Это и МЕМЗ и Китайский ?Норинко? и самое интересное ? родной 11113-40 с инжектором.
Именно последний вариант устроил бы большинство ОКАводов по причине бюджетности переоборудования стандартной, уже имеющейся у них ОКИ до норм требования Евро2.
Тогда же на пресс-конференции была озвучена сумма затрат на переоборудование двигателя. С завода ОКА получалась бы с увеличением цены на 15тр. А сами необходимые материалы комплектом стоили бы около 9тр. Думается что многие рукастые ОКАводы, знающие свой автомобиль вдоль и поперёк с большим желанием купили бы такой комплект для самостоятельной установки. К сожалению, от выпуска такого комплекта ?сделай сам? ВАЗ отказался, а ЗМА был не в состоянии обеспечить реальное количество помимо небольшой партии для собственного конвейера.
Но надеждам ОКАводов похоже не суждено было сбыться. Несмотря на договорённость о продолжении производства в течении не менее 3х лет, достигнутую при покупке полноценного производства, к тому же приносящего реальную прибыль, Северсталь объявило о прекращении выпуска ОКИ на ЗМА в 2006году без какой-либо замены.
Объявленный приемником ОКИ на Заводе Микролитражных Автомобилей корейский внедорожник Рекстон, выгдядит как насмешка над всеми обладателями ОКИ в России, где средняя зарплата в регионах колеблется в районе 7000р.
Будь это хотя бы одноклассники ОКИ SPARK или MATIZ люди имели бы потенциальную возможность смены модели без измены родному заводу-изготовителю. Тут же по всем параметрам им сразу дали понять, что для ЗМА они больше не желательные клиенты.
Средний россиянин покупавший ранее ОКУ в кредит или в лизинг с ежемесячными выплатами из зарплаты в течении 3хлет, гипотетически должен теперь перечислять её полностью в течении 14лет чтобы стать обладателем совсем не лучшей модели на нашем авторынке, по отзывам тех же журналистов ЗР протестировавших один из первых Рекстонов от ЗМА. Их резюме было таково ? стоит либо снизить цену на подобное творение либо поднять её ещё более и делать модель исключительно для коллекционеров.
Вспомним об инвалидах, для которых ОКА от ЗМА была единственным возможным средством выезда куда-либо из 4х стен собственного дома. В последние года около 4000 инвалидов получали ОКУ ежегодно по социальным программам. Конечно, в этой сфере распределения не всё было гладко и зачастую ОКУ получали совсем не те, кто именно в ней нуждался, но тем не менее реальная забота о соотечественниках была видна. И ежегодные репортажи со всей России об очередной выдачи ключей от ОКушек ветеранам ко дню победы прибавляли радости не только им, но и очки в копилку добрых дел главам местных администраций, проводивших это мероприятие.
Меценатство издавна было почётно на Руси. Не всё измерялось в жизни ценой полученной прибыли. Никто не вспомнит кто именно и сколько заработал и потратил два века назад, однако память о деяниях реальных жива в народе до сих пор. Например Шамовская общественная больница в Казани увековечила имя купца Шамова.
Не всё в нашей жизни измеряется чистой прибылью, и только осознав необходимость заботы о соотечественниках, людей окружающих нас и особенно, волею судьбы, обездоленных и ущемленных в своих возможностях, мы перейдём в своём общественном развитии от страны варварского первичного накопления капитала и нетерпимости, к стране развитой экономически с доброжелательным отношением между гражданами.
Альтернативе ОКЕ на данный момент нет и в проектах! Хочется донести данную мысль до всех, кто ещё это не понял что ценовой диапазон доступного автомобиля автоматически поднимется почти вдвое с прекращением выпуска ОКИ.