Цитата:Страны Восточной Европы, которые присоединились к ЕС уже более 10 лет назад, до сих пор переживают экономический кризис.
В этом году исполняется ровно 10 лет с того момента, как ряды Евросоюза пополнили сразу 10 новых государств Восточной Европы. 1 мая 2004 года население и власти Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии встретили как праздник. В 2007-м в ЕС вступили Румыния и Болгария, а совсем недавно, 1 июля 2013 года, - еще и Хорватия. В преддверии круглой даты любопытно подвести краткий итог - что нашли, а что потеряли новообращенные евросоюзники.
Бывшие советские прибалтийские республики Эстония, Латвия и Литва, дружно став независимыми, так же дружно вступали и в ЕС. То, что промышленность этих стран за 10 лет европейства практически перестала существовать, признают многие эксперты. Бывшие фабрики стали складами и торговыми центрами. Как-то неудивительно, что зарплаты населения при этом в странах Прибалтики снизились на 10 - 15%. Но ведь не в безвоздушном же пространстве живут эти государства. Вокруг полно новых союзников, друзей. Неужто они не помогут? Помогают, но небезвозмездно. Дают в долг и под проценты. В результате с 2003 по 2012 год внешний долг по отношению к ВВП в Литве вырос с 40 до 78%, в Эстонии - с 64 до 98%, а в Латвии вдвое - с 73 до 145%.
И выхода не предвидится. Потому что становится просто некому работать на отдачу долгов. Население этих стран за те же годы убывает не только по естественным причинам (смертности), но и из-за массового отъезда за рубеж.
Может, так дела обстоят только в странах бывшего СССР? А у "более настоящих" европейцев все хорошо? Вот, например, Венгрия. Из 10 млн. человек населения почти 40% живут ниже черты бедности. Внешний долг вырос до 80% ВВП. Убыль населения уже стала устойчивой тенденцией. Еще недавно в Венгрии был мощнейший аграрный сектор. И растениеводство, и животноводство, и пищевая перерабатывающая промышленность - по подсчетам экспертов, 10-миллионная Венгрия могла накормить еще не менее 30 миллионов человек. А в итоге сельхозпроизводство сократилось в 9,5 раза. Обанкротились десятки тысяч фермеров. Евросоюз наводнил местный рынок дешевой продукцией и держал демпинговые цены, пока не разорились местные производители.
В аграрной солнечной Болгарии ситуация еще хуже. За последние годы численность населения сократилась тут с 9 до 7 миллионов человек. 80% пищевого рынка занято низкокачественным импортом из-за ограничений, введенных для местных аграриев Евросоюзом. А вот, например, Румыния. 40% населения пытаются вырваться из нищеты, а почти 3 миллиона румын уехали из страны и не хотят возвращаться.
Хорватия лишь в прошлом году вступила в Евросоюз, но и там уже успели почуять неладное. Внешний долг вырос до 40 млрд. долларов. Введение визового режима по требованию ЕС со странами, не входящими в Шенген, снизило число туристов на 25%, не позволив стране заработать сотни миллионов долларов. Зато 300 миллионов евро ежегодно в общую кассу Брюсселя с Хорватии требуют - вынь да положь.
И можно было бы попытаться списать все на тяжкое социалистическое наследие. Но что тогда делать с Грецией, Испанией, отнюдь не новичками в Евросоюзе? Наверное, лучше всего сказал экс-министр экономики и финансов Румынии Варужан Возганян.
- После того как мы вошли в Евросоюз, мы поняли, что мы неконкурентоспособны. Я заметил, что гораздо тяжелее быть бедным внутри Евросоюза, чем вне его, - заявил он и горько подытожил: - Голодная Румыния в ЕС должна сидеть с остальными странами за накрытым столом, но не прикасаться к еде.