Цитата:Еврейский "штраймл" в царской армии: уникальные памятники русско-японской войны
Наиболее известным еврейским участником войны стал Иосиф Трумпельдор. Кавалер трех Георгиевских крестов, несмотря на тяжелое ранение и потерю руки, остался на передовой, а после падения Порт-Артура организовал в японском плену из евреев-военнослужащих группу, поставившую себе целью создание сельскохозяйственной коммуны в Эрец-Исраэль.
После репатриации он стал одним из организаторов Еврейского легиона, а в 1920 году погиб при обороне поселения Тель-Хай. Несмотря на то, что историки до сих пор спорят, произнес ли он фразу "Хорошо умереть за родину", Трумпельдор стал символом еврея-воина, отстаивающего свою землю.
Однако, как свидетельствуют документы, героизм еврейских солдат стал во время русско-японской войны массовым явлением, вызвав немалое удивление у офицеров и сослуживцев.
Так, командир 10-го корпуса генерал Цернитский, отмечая героизм артиллериста Лазаря Лихтмайера, пишет, что там, где нет деления по национальностям, каждый может стать таким же героем, как Лихтмайер. Даже известная антисемитизмом газета "Новое время" признавала, что евреи показали себя в ходе войны храбрыми и верными товарищами русских солдат.
Исторические реликвии, связанные с русско-японской войной, можно найти и в Израиле. Как сообщает агентство "Тацпит", иерусалимский аукционный дом "Кедем" выставляет на продажу две литографии в стиле лубка. Работы виленского художника Х.Ласкова были созданы в 1905 году.
Одна из них, "Запасной, уезжающий на войну", изображает прощание религиозной семьи с солдатом, одетым в характерную форму сибирских частей. Принесший повестку унтер-офицер смотрит, как родные, плача, прощаются с еврейским воином, а девочка передает ему тфилин.
Вторая литография, "Молодая вдова", сопровождается текстом: "Товарищ принес письмо из госпиталя, что запасной скончался". На ней изображена та же семья, оплакивающая гибель своего близкого. Трагическую новость принес сослуживец с пышными казачьими усами.
Владелец аукционного дома Мирон Эрен обращает особое внимание на то, что отправляющийся на войну солдат одет в меховую шапку. По его мнению, это традиционный еврейский штраймл. "Скорее всего, это связано с тем, что среди призванных было много Гурских хасидов", – считает он.
В доказательство своей версии Эрен приводит одну из историй, встречающихся в "Сипурей хасидим" раввина Шломо-Йосефа Зевина. В ней рассказывается, как Гурский ребе благословил тысячи своих последователей на участие в войне с японцами.
За "штраймл" Мирон Эрен принял форменный головной убор сибиряков – широкую папаху. Отметим, что и сослуживец, сообщивший о гибели еврейского воина, также носит такой же "штраймл".
http://newsru.co.il/arch/israel/11feb2014/lubok_a203.html