Вентилятор СОД на малой скорости. Эксперимент. Отчет. [Печать]
Выбрать сообщения с # по # FAQ
AUTOLADA.RU -> "Десятое" семейство (ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112) и LADA PRIORA |

#101:  Автор: JarОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 19 Май 2010 00:10
2 Perviz912
Термодатчики живут по-разному, лотерея. Не знаю, как в Баку, а в Мск датчики 97-92 и 102-97 в продаже есть. Только - мое имхо - на 97 уже поздно включать вентилятор на малой скорости, т.к. на 99 он уже включится на полную.

Расчет такой: на трассе двигатель имеет под нагрузкой t = 90-93 градуса, это означает, что из радиатора в блок приходит охлажденная ОЖ с t не выше 85-87 градусов. Вот на этой t = 85-87 логично вентилятор отключать.

#102:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 19 Май 2010 09:13
ViVerra писал(а):

Нафига этот весь колхоз? Чем проще система - тем она надежнее


Понятное дело, но в чрезмерной простоте СОД и есть недостаток - чувствительность к малейшему отклонению параметров СОД от требуемых и отсутствие "защиты от дурака". В одной из тем я писал, как на сход-развале мне ослабили пробку расширительного бачка, и за пару дней я потерял около 200мл тосола. Если бы не доп датчик на 92град, я бы точно укипел в пробке или на корявой просёлочной дороге. Ещё как-то довелось проехать треть МКАДа в пробке по жаре +33, машины с поднятыми капотами и разлитым тосолом встречались через 2-3км, причём большинство нашемарки. На мой взгляд, при современной элементной базе реализовать адаптивную СОД в машине проще простого, и "колхоз" - это то, что делает ВАЗ. Точно такой же "колхоз" ВАЗа - выкинутый из Калин датчик уровня ОЖ (и уровня масла).

!Lnur писал(а):

Ну поставь диодный мост


Диодный мост, конечно, решение, но до вентилятора дойдёт на 1,5-2 вольта меньше, поэтому я бы поставил ещё релюху (релюхой больше-релюхой меньше...).

kalugin, имеем возврат к древней классической схеме СОД с постоянно вращающимся вентилятором. Дешёво и сердито, но только крутить вентилятор постоянно зимой, пусть даже на малой скорости - это перебор. Недаром же на зиму когда-то автомобилисты снимали ремень вентилятора. 4-5 ампер, конечно, бортсеть не особо нагрузят, но зачем? Всего одна кнопка и вот оно, счастье: режим "зима-лето".

Jar писал(а):

на 97 уже поздно включать вентилятор на малой скорости


Верно, поздно. Perviz912, у меня как раз датчик на 87-92 град, и он включает вентилятор при температуре 92-93 град. К тому же, как я понимаю, температура, измеряемая доп датчиком, может отличаться от реальной температуры мотора (если датчик в радиаторе). Обычно мотор горячее, чем датчик, поэтому тем более нет смысла ставить датчик на 97 и выше.

Народ, подскажите! Хотел поставить себе 8-лопастную крыльчатку, но обломался: крепление 4-х и 8-лопастной разное, отличается диаметр отверстия, разная длина опорного штифта. В чём дело? Нужно искать втулку на вал движка под 8-лоп, или движки отличаются? Покупал 8-лоп крыльчатку как для 2108, поэтому очень удивился, когда она не встала на двиг.

#103:  Автор: !LnurОткуда: Уфа СообщениеДобавлено: 19 Май 2010 11:00
Yoga, валы движков 8-лоп. и 4-лоп. разные.
Где-то здесь на автоладе была тема по установке 8-лоп. крыльчатки на 4-лоп. мотор., там рассверлить аккуратно надо.

#104:  Автор: kozzyОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 19 Май 2010 11:16
Special for Кир-Кук и все все все
Гуглим на предмет плавного регулирования двигателем постоянного тока, и попадаем на форум иж2126. На нем имеется обширная тема Регулятор вращения вентилятора охлаждения радиатора с выложенными печатными платами и схемами.

#105:  Автор: !LnurОткуда: Уфа СообщениеДобавлено: 19 Май 2010 11:39
kozzy
посмотрел, схема сырая, требует доводки.
Думаю здесь на фтоладе желающих заняться этим маловато будет.

А ещё думаю готовый блочок BM4511 от мастеркита за 300р, выложенный Романом Тороповым будет работать так-же, а собирать ничего не прийдётся. Pardon

#106:  Автор: kozzyОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 19 Май 2010 11:58
!Lnur писал(а):

схема сырая

;)пришел к тому же мнению, даже не учитывая тот факт, что в теме по ссылке они ее мусолят уже 2 года. Вроде как это уже вторая тема на туже тематику.
!Lnur писал(а):

Думаю здесь на фтоладе желающих заняться этим маловато будет

Не факт. Окромя тех, кто регулярно здесь отписывается, наверняка имеется большая аудитория readonly-форумчан. Ты же не знаешь их возможностей и потребностей Wink
С одной стороны, имеющаяся на иж2126форуме схема - это базис. Если припрет можно и самому доработать. Вот вся беда, что еще есть лень всеобъемлющая Wink А готовые мастеркитовские блоки ей только "потакают". Это не Силыч, за который надо 1,5 рубля выкидывать.
А на самом деле меня устраивает и штатная схема управления ЭВСОД. Даже 8-ми лопастную крыльчатку ставить неохота. Золотое правило: работает - не трогай.
Ну и картинка в тему Wink

#107:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 20 Май 2010 12:48
!Lnur писал(а):

Yoga, валы движков 8-лоп. и 4-лоп. разные.
Где-то здесь на автоладе была тема по установке 8-лоп. крыльчатки на 4-лоп. мотор., там рассверлить аккуратно надо.


Я про то же и говорю. Рассверлить-то я рассверлил, но штифт расположен по другому, поэтому оставил 4-х лоп. Видел темы типа "я поставил, понравилось, рекомендую другим", а в магазине, собаки, уверяли, что один в один подойдёт! Да и знакомый профи тоже.
Но я снимал вентилятор для того, чтобы поставить схему включения при 92 град на малую скорость. Хотел заодно поставить 8-лоп (цена вопроса была 65руб). Не получилось - жаль, конечно, но снова я туда ради крыльчатки лезть не собираюсь. Скорее всего рассверленное мной отверстие приведёт к биению, может даже к большему, чем у 4-х лоп.

Мастеркитовскиму набору я не очень доверяю, учитывая, при каких условиях придётся ему работать. Те платы МК, которые я видел, даже не были покрыты лаком. Работоспособность схемы от -40 до +60 тоже под большим вопросом. Отлаживать эту схему - дело неблагодарное, летом-то она, скорее всего, будет работать, а вот зимой может выкидывать фокусы. Возможно, понадобится уточнение каких-либо номиналов схемы, введение доп резисторов и др, но вряд ли у кого-то возникнет желание в -30 тыкать в эту схему вольтметром и паяльником. Я столкнулся с подобными проблемами у некоторых сигнализаций, в которые экономные китайцы поставили микросхемы с нижней температурой 0 град. В -20 эти сигналки выделывали всё, что угодно, но только не слушались хозяина. Такая же история, бывает, происходит в морозы с ЭБУ, причина в том же.
Как я понимаю, Силыч потому так дорог, что его работоспособность гарантирована от - до + при влажности от и до. Действительно ли это так, не знаю, Силыча не вскрывал. Но как правило качественные автоустройства имеют очень много сходного с военной техникой: платы покрыты несколькими слоями лака, могут работать даже в воде, все элементы приклеены намертво, при тряске точно не отвалятся. Наблюдал это в одной из сигнализаций за 600$, которую спалил установщик, там даже маркировка микросхем спилена.

#108:  Автор: JarОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 21 Май 2010 00:22
В очередной раз повторяю по буквам тем, кто еще не расслышал. Температуру ОЖ плавно регулирует термостат. Он уже есть. Посему плавный регулятор оборотов вентилятора нафиг не сдался, это бесполезное дублирование функций, в простонародье называемое "понт".

Yoga писал(а):

у меня как раз датчик на 87-92 град, и он включает вентилятор при температуре 92-93 град.



Где у тебя стоит доп. датчик?

#109:  Автор: КоординаторОткуда: Вологда СообщениеДобавлено: 21 Май 2010 11:10
Yoga тебе не повезло - на 10 действительно встречаются два разных мотора. сам на такое попал, правда у меня все равно подшипник разбило, так что один хрен менять пришлось - на разборке нашел за 300, но 8-лоп. крыльчатка вещь: темпу сгоняет на раз! пожалуй сменил бы под нее даже хороший мотор. Pardon
#110:  Автор: Perviz912Откуда: Baku СообщениеДобавлено: 21 Май 2010 13:18
люди а от калины что, нельзя ставить он температу вообще за несколько сек. збивает
#111:  Автор: Сергей 69Откуда: г. Тверь СообщениеДобавлено: 22 Май 2010 10:25
Jar писал(а):

В очередной раз повторяю по буквам тем, кто еще не расслышал. Температуру ОЖ плавно регулирует термостат. Он уже есть. Посему плавный регулятор оборотов вентилятора нафиг не сдался, это бесполезное дублирование функций, в простонародье называемое "понт".


Никакого дублирования функций, при бесступенчатом регулировании нет - вентилятор работает при полностью открытом термостате (когда малый круг закрыт и вся ОЖ идет через радиатор).

#112:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 22 Май 2010 10:33
Jar писал(а):

Где у тебя стоит доп. датчик?


Менял радиатор, в нём есть место под стандартный датчик для карбовой машины.
Если места под датчик нет, обычно врезают в какой-нибудь патрубок железку с резьбой под датчик, но я бы этого не стал делать, а ограничился кнопкой включения вентиля на малых оборотах.

#113:  Автор: Роман Торопов ©Откуда: г. Пермь СообщениеДобавлено: 22 Май 2010 20:34
!Lnur писал(а):

думаю готовый блочок BM4511 от мастеркита за 300р, выложенный Романом Тороповым будет работать так-же, а собирать ничего не прийдётся.



Ну как обещал, регулятор тока - девайс Мастер КИТ BM4511



Очень замечательный девайс - плавное регулирование, амплитуду оставляет в покое (напряжение), делает частотную нарезку на полупериодах.



Правда саму "нарезку" плохо видно, но она есть ...
Примерно, так



Количество нарезов и регулирует переменник на девайсе.

#114:  Автор: ortodoxОткуда: UA Винница СообщениеДобавлено: 23 Май 2010 20:47
Yoga писал(а):

Мастеркитовскиму набору я не очень доверяю, учитывая, при каких условиях придётся ему работать. Те платы МК, которые я видел, даже не были покрыты лаком. Работоспособность схемы от -40 до +60 тоже под большим вопросом. Отлаживать эту схему - дело неблагодарное


+1. Будет непросто добиться , чтобы обороты вентиля росли от 0 до макс. при росте температуры скажем от 85 до 95. А еще труднее чтобы схема работала стабильно в широком диапазоне окружвющей температуры.

#115:  Автор: GPGriffinОткуда: Волгоград-Домодедово СообщениеДобавлено: 23 Май 2010 22:04
эээ... почитал тему по-диагонали... для включения доп. реле карлсона не подойдет канал управления внешним устройством от маршрутника? берет данные с k-line, можно настроить включение/выключение на любую температуру... у меня он все равно не используется ввиду прошивки с включением карлсона на 101 гр...
#116:  Автор: YogaОткуда: Рязань СообщениеДобавлено: 24 Май 2010 10:14
GPGriffin писал(а):

для включения доп. реле карлсона не подойдет канал управления внешним устройством от маршрутника? берет данные с k-line, можно настроить включение/выключение на любую температуру... у меня он все равно не используется ввиду прошивки с включением карлсона на 101


Очень даже подойдёт, нет необходимости ставить какой-либо доп датчик, всё берётся по к-линии из ЭБУ. Реле и резюк - вот и все дела. Хорошо, что температуру включения можно задать с БК, такой возможности доп датчик не даёт.

#117:  Автор: JarОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 24 Май 2010 21:10
GPGriffin писал(а):

эээ... почитал тему по-диагонали... для включения доп. реле карлсона не подойдет канал управления внешним устройством от маршрутника? берет данные с k-line, можно настроить включение/выключение на любую температуру... у меня он все равно не используется ввиду прошивки с включением карлсона на 101 гр...



Можно подробнее - какие такие МК умеют управлять вентилятором по отдельному каналу? На большинстве МК имеется стандартная 9+2 штырьковая колодка с известной распиновкой и никаких лишних выводов не предусмотрено. Управление вентилятором обычно происходит все по той же к-линии.

#118:  Автор: GPGriffinОткуда: Волгоград-Домодедово СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 08:52
Jar писал(а):

GPGriffin писал(а):

эээ... почитал тему по-диагонали... для включения доп. реле карлсона не подойдет канал управления внешним устройством от маршрутника? берет данные с k-line, можно настроить включение/выключение на любую температуру... у меня он все равно не используется ввиду прошивки с включением карлсона на 101 гр...



Можно подробнее - какие такие МК умеют управлять вентилятором по отдельному каналу? На большинстве МК имеется стандартная 9+2 штырьковая колодка с известной распиновкой и никаких лишних выводов не предусмотрено. Управление вентилятором обычно происходит все по той же к-линии.


Хм. Ну может быть. В инструкции 4й контакт обозначен как 'управление внешним устройством 1'.
Колодка там (штат х5) кстати 15-контактная. 13й 'управление ... 2', термодатчик висит отдельно, на 14-15. Если есть контакты с софтом думаю можно порешать.

#119:  Автор: GPGriffinОткуда: Волгоград-Домодедово СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 09:32
Ща ещё инструкцию полистал, там даже написано: 'наличие двух программируемых выходов' и 'возможность заказа индивидуальной прошивки'. вопрос в жадности автора.
#120:  Автор: Verbludov СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 11:32
Jar писал(а):

. У меня сегодня были режимы езды, когда БК показывал 97..99..97 с интервалом 2 секунды, при этом контроллер тупо включал и выключал на эти 2 секунды вентилятор. Прихожу к выводу, что у контроллера напрочь отсутствует гистерезис по T вкл - Т выкл, кои имелся на всех механических датчиках. Такого ножа в спину от разработчиков ЭСУД я не ожидал.

вообще-то гистерезис есть. включение - 105 градусов (штатно), выключение - 97. 105 - 97 = это не гистерезис ли?

#121:  Автор: !LnurОткуда: Уфа СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 11:52
Verbludov, это какой-то глюк, подтверждаю, у меня так было: если по БК поставить Твкл.=97 то при достижении 97 включается вентилятор и тут же выключается т.к. из-за "плавания" массы ЭБУ при включении вентилятора температура по БК чуть падает.
И снова включался вентилятор через мгновение.
Но если уж включался окончательно то не выключался до достижения нижней точки гистерезиса.

При установке по БК Твкл.=98 всё нормально - включается без "дребезга".

#122:  Автор: !LnurОткуда: Уфа СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 12:23
GPGriffin писал(а):

Ща ещё инструкцию полистал, там даже написано: 'наличие двух программируемых выходов' и 'возможность заказа индивидуальной прошивки'. вопрос в жадности автора.


Тоже полистал инструкцию от своего (Омега), в нём тоже есть управление внешними устройствами...
... по сигналу будильника! pst
4-й контакт 11-ти контактной колодки.

#123:  Автор: МегаVoltОткуда: Магнитогорск СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 13:22
!Lnur
слабо поставить будильник на перегрев? ROFL
вот есть же БК которые могут включать карлсона сами, как у них это происходит, отдельным выходом? мож его и задействовать?

#124:  Автор: GPGriffinОткуда: Волгоград-Домодедово СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 14:02
Realmatroskin писал(а):

!Lnur
слабо поставить будильник на перегрев? ROFL
вот есть же БК которые могут включать карлсона сами, как у них это происходит, отдельным выходом? мож его и задействовать?


Выше же написали, что по к-линии.
Я не знаю как на омеге, а для штатов на платформе rd1 автор прошивок вполне себе не шифруется, можно попробовать обсудить

#125:  Автор: JarОткуда: Москва СообщениеДобавлено: 25 Май 2010 14:15
У меня тоже омега с будильником... Главное, чтобы вовремя прозвенел... ROFL




AUTOLADA.RU -> "Десятое" семейство (ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112) и LADA PRIORA |
Страница 5 из 12
Часовой пояс: GMT + 4
AUTOLADA.RU