Поправки в КоАП. За кадром.
Поправки в КоАП приняты. Через 10 дней после опубликования вступят в силу. В прессе приводятся примеры, на сколько поднимутся штрафы, за какие правонарушения теперь положен арест.
Но, поправки в 12 главу КоАП, в которой приведены правонарушения в области дорожного движения, составляют менее половины всех поправок. Да и поправки в 12 главу касаются не только ужесточения. Например, изымается положение о ?запрещении повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.?
Здравствуй тех.осмотр на дороге, направление на станцию тех.обслуживания, продажа экологических талонов на въезде в чужой город и т.д. Вы уже поняли, каков характер изменений в КоАП?
Анекдот в тему:
Приходит к соседу знакомый инспектор ГАИ. Плачет. Говорит, что пошел на повышение.
- Что же ты плачешь? Теперь будешь сидеть в тихом, теплом, уютном кабинете.
- Вот именно! Как теперь жить?!
А жить будет намного проще, поскольку появилась новая редакция статьи 27.10 пункт 3, в которой говорится, что если водительское удостоверение изъято, и вместо него выдано временное разрешение, то оно действительно всего 2 месяца. Если за это время дело не рассмотрено, то временное разрешение ?продлевается ... на срок не более одного месяца при каждом обращении?.
Т.е. человек, ни в чем еще перед законом невиновный, уже должен у кого-то что-то просить. А что значит просить?..
Допустим, у водителя изъяли водительское удостоверение и выдали временное разрешение где-нибудь в Башкирии. Пересылка дела займет в лучшем случае месяц, а то и два. Вот приходит водитель в родное ГАИ, куда его дело еще не поступило. Говорит: ?Продлите мне временное разрешение?. На основании чего ему должны продлить? На основании того, что оно не было рассмотрено в течение двух месяцев? Чтобы понять, правда ли это, нужно смотреть материалы дела. А во-вторых, правомочно ли рассматривать данное дело местное ГАИ? Чтобы это понять, опять же нужно смотреть материалы дела. Нет дела ? нет продления. Мало ли чего там просят продлить. ?Где вас там лишили? Кажется, Вы от отбытия наказания пытаетесь уклониться!?
И нетрудно предугадать дальнейший монолог: ?Ой, а что это? Обожаю открытки с видом на Архангельск (Красноярск)?. И тут же можно глянуть копию протокола, которая выдана водителю, и пойти ему навстречу.
Также нетрудно предугадать, что будет, если дело уже в ГАИ. Напоминаю: продлевается временное разрешение на срок не более месяца. И продлят его до даты рассмотрения в ГАИ. Или еще хуже
Ах, вы пришли! Так прямо сейчас и рассмотрим.? По сложившейся практике рассмотрение сводится к выдаче повестки в суд. Вы выходите из ГАИ с повесткой, идете к своему автомобилю и понимаете, что разрешение вам не продлили, и продлевать уже не имеют права. Нужно идти к мировому судье, а дело к мировому поступит отнюдь не завтра.
Сколько раз вы отпрашивались с работы? Сколько потеряли в зарплате? И на горизонте маячит инспектор с эвакуатором на штрафстоянку за просроченное временное разрешение. Без суда и следствия вы ? пешеход.
Далее, отмена презумпции невиновности. Если превышение скорости запечатлела камера в автоматическом режиме, то штраф перешлют собственнику автомобиля. И он должен либо его оплатить, либо доказать, что за рулем был кто-то другой.
Во-первых, отмена презумпции невиновности противоречит Конституции. С натяжкой можно подвести ее отмену под ст.55 п.3 Конституции. Но это уже дело Конституционного суда.
В-вторых, как накажут собственника автомобиля, если камера запечатлела обгон по встречной полосе в зоне знака ?Обгон запрещен?? Никак! Зафиксированное камерой нарушение может повлечь только штраф. А за такой обгон предусмотрено только лишение.
В-третьих, Правовое управление Государственной Думы в своем заключении на законопроект указало, что необходимо установить требования к ?автоматическому режиму? в действующем законодательстве. Действительно, а что считать ?автоматическим режимом?? Поскольку ответа нет, то ваше конституционное право на свободное передвижение по территории РФ по той же Конституции не может быть ограничено.
В-четвертых, доказывать следует, что за рулем был не собственник и все! В законе нет прямого указания, что собственник обязан сказать, кто именно был за рулем, тем более, если за рулем возможно был его родственник. Согласно ст.51 Конституции он имеет полное право не свидетельствовать против родственников. Не поддавайтесь незаконным требованиям назвать, кто был в тот момент за рулем. А вы, естественно, были на работе.
Такое заключение ПУ ГД перекликается с введением определения ?состояния опьянения? Извините, товарищи, а как вы сегодня наказываете водителей за управление в состоянии опьянения, если такого определения в законе нет? Получается, что водителю достаточно сказать: ?Я трезв!? ? и наказать его невозможно.
Превышение скорости. 7 из 10 водителей на загородной дороге превышают скорость. Смотрим: за превышение скорости от 10 до 20 км/ч штраф ? остался прежним. Понимают депутаты, что пропускная способность старых дорог с потоком новых автомобилей не справится.
Выезд на встречную полосу. До появления этой статьи в 2002 году все ездили по Правилам. Теперь мы ездим по Кодексу об административных правонарушениях: все нарушения ГАИ совместно с Верховным судом подвели под выезд на встречную полосу и, соответственно, лишение прав. Даже выезд на дорогу с односторонним движением, где встречная полоса отсутствует по определению, считается движением по встречной полосе.
Что в поправках? Пункт 12.15.3 ?Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия? теперь влечет только штраф. Немного смягчили наказание. Остается понять, как на перекрестке поворачивать налево через трамвайные пути, и как объезжать препятствия.
Допустим, на дороге со сплошной полосой по середине заглох Камаз. Объезжать по встречке нельзя ? нарушение. Объезжать по обочине нельзя ? нарушение. Вот подъезжает патруль ДПС. Угадайте их действия:
1. Начинают штрафовать всех, кто не остановился за Камазом.
2. Начинают регулировать движение.
Смотрим дальше статью 12.15 и обнаруживаем новый пункт 4. Выезд на встречную полосу за исключением случаев, описанных в 12.15.3, теперь влечет только лишение.
Вы знаете, что такое ?ограничение видимости? в ПДД? А кто-нибудь знает? Но за обгон в зоне ?ограничения видимости? теперь однозначно лишают прав.
Выезд на дорогу из двора с поворотом налево через двойную разделительную это все-таки 12.15.3 или 12.15.4?
Небольшой экскурс в историю. Поправки в Правила дорожного движения, согласно которым детей положено перевозить в детских креслах, были приняты 14 декабря 2005 года. Опубликованы 27 декабря, вступили в силу с 1 января 2006 года.
Теперь считаем. Хорошее безопасное детское кресло, отвечающее стандартам, стоит не менее 4 тыс. рублей. (Хотя действительно безопасное кресло гораздо дороже) В России порядка 25 млн. автомобилей. Из них примерно на 5 млн. должны быть детские кресла. Итого, речь идет о сумме не менее 20 000 000 000 рублей (двадцати миллиардов рублей). Причем израсходовать эту сумму, и произвести такое количество детских кресел предполагалось за 4 рабочих дня. Правительству понадобилось 2 месяца, чтобы понять абсурдность таких поправок и отодвинуть их введение на год.
Только в январе 2007 года в прессе появились сообщения, что, оказывается, на детские кресла есть Российский и Европейский стандарт, и что лучше всего покупать кресла, отвечающие стандарту ? такие кресла испытаны на манекенах, и сами по себе не являются источником травм. О сертификации кресел и их проверке при прохождении тех.осмотра до сих пор речи не идет.
Этот пример показывает, что никто не подумал об экономических последствиях поправок. Никто не подумал о действительной безопасности детей.
Поправки в КоАП также повлекут экономические последствия. Например, в Краснодарском крае количество машин в летнее время увеличивается в 3 раза. С новыми поправками в КоАП водители для поездки на юг предпочтут самолет и поезд. Т.е. на следующий год вполне прогнозируем дефицит билетов. Придорожный сервис понесет убытки, многие люди останутся без работы. Многие отдыху на юге России предпочтут отдых за границей.
Ни у кого не вызывает сомнения, что увеличенные штрафы повлекут вал обжалований. Сегодня легче заплатить 100 рублей, чем впрягаться в тяжбу с ГАИ. А ради 1000 рублей уже стоит подумать. Нагрузка на мировые и федеральные суды увеличится. Причем нужно будет не просто принимать решения, а удовлетворять ходатайства о продлении временных разрешений, о рассрочке и отсрочке выплаты штрафа. ГАИ придется научиться отслеживать такие штрафы.
После введения в действия нового КоАП в 2003 году водителей пробирала дрожь, что их потащат в суд. Сегодня уже никого не испугаешь походом в суд. Правовая грамотность водителей несоизмеримо возросла. При новых штрафах количество грамотных в правовом отношении количественно и качественно увеличится. А кто им будет противостоять? Все те же малограмотные инспектора?
Нужно согласиться, что поправки снизят количество нарушений, а вот насколько снизят план по протоколам инспекторам? А если не снизят, представьте, насколько они озлобятся.
В заключении замечу, что поправки, влекущие наибольшее ужесточение, вступают в силу после выборов в ГосДуму. Презумпцию невиновности отменят после выборов Президента.