из одного Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 14169/07
Согласно абзацу 3 статьи 1 ФЗ ОСАГО под использованием транспортных средств понимается эксплуатация транспортных средств, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1.2. Правил дорожного движения РФ под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, включающая в себя собственно движение транспортного средства, его остановку, высадку и посадку людей, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.
Поскольку из представленных материалов следует, что остановка автомобиля МАН, повлекшая за собой аварийную ситуацию, произошла на проезжей части, т.е. при осуществлении движения в пределах дороги (дорожного движения), то ссылка на то, что возникшее дорожно-транспортное происшествие, повлекшее причинение ущерба, не является страховым случаем по договору ОСАГО связано с неправильным толкованием норм права самим заявителем.
Еще один пример как сами судья трактуют
Обзор кассационной практики по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики за 2-3 квартал 2007 года
Однако гражданская ответственность владельца источника повышенной опасности, к которым относятся все автомобили, наступает не только за вред, причиненный действием таких источников при их целенаправленном использовании во время движения, но, по мнению судебной коллегии, и при причинении вреда вследствие остановки на проезжей части.Такой вывод следует из нормы ст.1079 ГК РФ, которая не проводит различия между разными режимами использования источников повышенной опасности.
В связи с изложенным судебная коллегия пришла к выводу, что действия норм Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", касающиеся понятия использования транспортного средства, не следует ограничивать лишь на эксплуатацию, связанную с его движением, а следует распространять и на эксплуатацию транспортного средства в условиях дорожного движения, охватив, таким образом, и остановку автомашин.
Возложение в настоящем случае ответственности по возмещению вреда, причиненного истцу повреждением его автомашины, на страховую компанию, является адекватным правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в числе которых находится и защита имущественных прав потерпевшего.
А вот и прямо противоположное мнение
//Абрамов В.Ю., Фогельсон Ю.Б. Практика применения арбитражными судами и судами общей юрисдикции Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств". - "Волтерс Клувер", 2006 г.
Например, в практике ОСАГО возник следующий вопрос. Является ли использованием транспортного средства открытие двери стоящей автомашины, в результате которого был причинен вред другой автомашине, ударившейся об эту открытую дверь? Дверь же, как мы знаем, может открыть как водитель, так и любой пассажир. Является ли такое ДТП страховым случаем по ОСАГО? Пленум ВС РФ (//Пленум от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" - в 2007 году ОТМЕНЕН!) дает отрицательный ответ на этот вопрос, так как открывание двери является действием не источника повышенной опасности, а действием того лица, которое открыло эту дверь.
Мнение некоторых юристов:
Использованием транспорта считается его эксплуатация, связанная с движением (абзац 3 ст. 1 данного Закона). Под эксплуатацией же понимается целенаправленное пользование позитивными потребительскими свойствами имущества.
Следует отметить, что определение понятия "использование транспортного средства" через термин "эксплуатация, связанная с движением" сужает границы страховой защиты, придавая спорный характер возможности признания страховым случаем причинение вреда транспортным средством...
// С. Дедиков,Московское перестраховочное общество
Этот же автор //"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 3, январь 2006 г.
В вопросе затронута одна из самых сложных правовых тем урегулирования страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо последовательно ответить на ряд вопросов.
Первый - можно ли рассматривать стоящее транспортное средство как источник повышенной опасности?
Поэтому если признать стоящую у обочины проезжей части автомашину источником повышенной опасности, то ее владелец должен возмещать причиненный вред, и, таким образом, здесь налицо страховой случай по полису ОСАГО
В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ к источникам повышенной опасности относятся в том числе транспортные средства. Исходя из указанной нормы некоторые специалисты считают, что автомашина независимо от того, находится она в движении или нет, является источником повышенной опасности. Другие полагают, что статус источника повышенной опасности определяется не названием соответствующего объекта, а тем, может оно в соответствующий момент находиться под полным контролем человека или нет.
Итог:Дело ясное, что дело темное. Выиграет та сторона, которая сможет убедить судью в своей правоте.
Я бы попробовал убедить, так как и сам верю, что фаза "остановка тс" (входит в понятие дорожное движение) может состоять из фазы "открыть/закрыть дверь" непосредственно(!) после остановки. Остановился - открыл дверь - ударил (без разницы - двигался ли пострадавший или стоял) - СК платит.