Что-то ситуация стала повторяться, решил написать статейку по ремонту интерфейсов датчика скорости автомобиля (ДСА) и сигнала расхода топлива (СРТ).
Признаки:
- скорость на дисплее БК расходиться с показаниями спидометра боле чем на 20%;
- скорость на БК отсутствует, или появляется неравномерно, как бы рывками;
- скорость на БК может достигать предельных значений, в несколько раз превышающую текущую.
- показания скорости БК при малых скоростях движения автомобиля «прыгают».
Для сигнала расхода топлива аналогично. Но по показаниям мгновенного (текущего) расхода топлива.
Все это следствие деградации электронного элемента, транзистора в схеме организации интерфейса связи с датчиком скорости и сигналом расхода.
Типовая схема интерфейса для ДСА и СРТ склонных и подверженных таким признаком приведена на рис. 1.
В качестве транзистора может быть применен как
Так называемый «цифровой» транзистор с элементами
Обвязки в самом корпусе (PDTС124, верхний рисунок),
или обычный, широко распространенный BC846 и его
аналоги. Проблема в основном в том, что при
деградации базы транзистора, или деградации
выходного элемента в составе датчика скорости,
возникает ситуация, что шумовая составляющая
сигнала скорости (а она есть всегда), становиться
соизмеримой с потенциалом база-эмиттер транзистора.
Результатом этого есть измерение не скорости, как
сигнала, а шума, и естественно сбой показаний БК.
Теоретически это должно лечится заменой транзистора, но в случаях деградации выходного элемента в составе датчика скорости, замена транзистора в составе БК не помогает. Необходимо погасить помеху. В составе интерфейса есть конденсатор С1, емкостью 0,1 мФ, но он не эффективен, с реальной помехой он не борется. Этот конденсатор с печатной платы надо аккуратно демонтировать, и на его место установить конденсатор емкостью 5…10 тысяч пикофарад (5…10 нанофарад). Стандартное обозначение на корпусе конденсатора 472…103. Возможно установить не обязательно ЧИП- элемент, можно применить и любой керамический конденсатор с выводами, с последующим его креплением клеем к печатной плате.
В большинстве случаев этой несложной доработкой помогает решить вопрос.
Однако, есть кардинальное решение, которое однозначно дает результат без гадания и подгона: применение интерфейса с пороговыми элементами – триггером Шмитта, рис. 2.
Данная схема имеет защиту от
неправильного подключения,
статического электричества,
собрана на распространенных,
недорогих элементах. В качестве
основного элемента используется
микросхема 74НС14, ее производят
большое количество производителей, дефицитной она не является. Так как в составе микросхемы включены 6 отдельных элементов – триггеров Шмита, то можно сразу организовать и интерфейс сигнала расхода топлива, по аналогичной схеме.
Данный способ подавление помех известен по меньшей мере лет 20, я его применяю лет 6 или больше. Достаточно простое и эффективное решение, о деградации элементов можно забыть на все время их службы.
[/url][/s][/spoiler]