Регулировка холостого хода на карбюраторе solex ваз 2108 2109 21099 2115
Со временем каждый владелец карбюраторного автомобиля сталкивается с тем, что холостой ход неровный, плавает и вообще машина глохнет, и соответственно задается вопросом: как отрегулировать холостой ход на карбюраторе без специальных приборов. В этой статье я постараюсь ответить на этот вопрос.
Итак, у нас есть карбюратор solex, тахометр, отвертка с плоским жалом, чтобы залезть вот в этот проем (указан красной стрелкой), в котором расположен винт качества состава смеси, он и регулирует количество бензина, подаваемого на холостом ходу:
Вид со стороны правого крыла автомобиля
И всё! Больше у нас ничего нет. Ну или есть машина с постоянно неровным холостым ходом. Начинаем с того, что выставляем зажигание. Да, сначала нужно подстроить зажигание, а уже под него строить качество смеси, так говорят поголовно все, но в конце статье я расскажу вам о том как это можно делать в обратной последовательности.
Но начнем мы всё же с того что у нас просто замечательно выставлено зажигание, в двигателе ничего не звенит под нагрузкой, и вообще машина едет прилично, а не как 50 кубовый скутер на гору.
Прогреваем мотор до 90 градусов, так показатели будут точнее. Смотрим на наш тахометр. А, у вас высокая панель? Тогда забудьте что у вас есть тахометр, по крайней мере до 1000 оборотов. До обозначенной цифры вообще непонятно что этот прибор показывает, хоть миллиметровку прикладывай. Тут вам понадобится либо внешний тахометр, одолжите его на пару минут у проезжающего мимо стритрейсера, уверяю, у него этого барахла на панели и стойках навалом. Если гонщиков на горизонте не видно смотрим нет ли в машине бортового компьютера. Снова нет? Что же, вам повезло больше других…
Либо покупайте бортовой компьютер, либо используйте стробоскоп с встроенным тахометром, либо считайте десятые доли миллиметра на приборной панели. Думаю не стоит говорить, что тем, у кого евро панель несказанно повезло.
Начинаем регулировку. Берем подготовленную отвертку. Вставляем её туда, куда указывала красная стрелка на предыдущем рисунке.
Хорошенько приноровитесь и попадите в паз винта, что там находится. Сделайте на отвертку пометку, так будет проще считать обороты, это важно. Это может выглядеть так:
Теперь заверните этот винт до упора по часовой стрелке. Двигатель заглох? Отлично, значит винт работает и система по крайней мере не переливает ведрами. Откручиваем винт на 2 оборота против часовой. Заводим двигатель. Завелся? Если нет, то откручиваем еще на один оборот.
Теперь откручиваем этот винт до тех пор, пока обороты холостого хода будут возрастать. Наступит такой момент когда они стабилизируются, и еще один-два оборота и они будут неизменными, а потом, если отвернуть винт еще на один оборот, то обороты холостого хода будут падать. Но это всё лирика, нас интересует момент когда мы повернули винт и обороты увеличились, повернули еще раз и они остались на прежнем месте. Значит мы на правильном пути. Возвращаем винт в то положение, где в последний раз увеличивались обороты. Смотрим на тахометр…
Там у нас явно завышенные обороты холостого хода. Опускаем их до 1020 оборотов в минуту. Для этого нам нужен винт количества подаваемой смеси, вот здесь на него указывает зеленая стрелка.
Вращаем его против часовой стрелки, он начинает отпускать дроссельную заслонку и обороты падают. Таким образом устанавливаем обороты на уровне 1020. А, я забыл, у вас высокая панель? Тогда придется посчитать примерные обороты.
У нас остался последний шаг. Теперь нам необходимо убавить обороты до уровня 850 на прогретом двигателе, но уже винтом качества смеси, тем который находится в глубоком проеме. Вращаем его по часовой стрелке до тех пор, пока обороты не станут на уровне 850! Тут есть нюанс, на непрогретом двигателе они будут гораздо меньше! И если вы фанат езды на холодном двигателе, то рекомендую после установки оборотов на 850 поднять их до 900 закручиванием винта количества, если вы забыли это такой черный пластмассовый. Таким образом при температуре двигателя обороты будут приблизительно на уровне 800, правда и на сильно горячем двигателе они будут под 950-1000, но это не так страшно.
Теперь о нюансах регулировки. Бывает что по такой схеме не удается произвести регулировку потому, что после такой настройки двигатель начинает работать неровно на холостом ходу, здесь виновата частичная забитость карбюратора, проблемы с ЭПХХ, о которых вы можете прочесть здесь Регулировка и настройка карбюратора Solex на ваз 21099 или проблемы с уровнем топлива. В таком случае не стоит мучить двигатель и необходимо либо устранить неисправность прочистив карбюратор и восстановив систему ЭПХХ, либо открутить винт качества посильнее и добиться чтобы холостые перестали прыгать как чумовые, и под эту настройку качества подобрать количество смеси, выставив обороты на уровне 850 большим черным винтом.
Но вам наверно было утомительно всё это читать? И вы не знаете справитесь ли с этим, или у вас нет тахометра? Тогда у меня для вас есть 2 настройки, которые взбодрят ваше авто и не потребуют кропотливого вращения винтов.
Итак, настройка первая: у вас зажигание стоит на +4 градуса. Это типичная настройка под наш 92й бензин. Отворачиваем винт качества на 4 оборота, количество оборотов холостого хода ставим на ход. Всё. Настройка завершена.
Вторая настройка: вы любите погонять и у вас в зажигании стоит +6 градусов, ну или быть может вы балуетесь 95м бензином… В любом случае отворачивайте винт качества на 5 оборотов. Всё, можно ехать. Это 2 настройки, которые дают отличный результат без долгого ковыряния.
Ах да, забыл сказать, что винт качества максимально можно отвернуть только на 8 оборотов. Нет, конечно его можно крутить и дальше, но там он уже ничего не регулирует.
И после регулировки понаблюдайте за свечами, они не должны быть покрыты черной копотью, которая свидетельствует о слишком качественной смеси, так же электроды свечи не должны быть белыми, иначе бедная смесь быстро добьет двигатель.
А вот руководство для тех, кто настроил карбюратор, а теперь решил поиграть с зажиганием. Смысл в том, что бедная смесь лучше горит чем богатая, поэтому для богатой приходится чуть завышать угол опережения зажигания. Поэтому на настроенном карбюраторе остается только одно – оставить его в покое. Теперь нам потребуется крутить угол зажигания от +1 до +8. Именно в этом пределе и находится ваш угол под конкретную смесь. Замечу что лучше делать это со стробоскопом, потому, что уход всего лишь на один градус дает значительное падение в динамики вашего авто.
И уже совсем на последок: кто бы что не говорил, но регулировки системы холостого хода влияют и на качество передвижения автомобиля до 2100-2500 оборотов, дальше система холостого хода полностью перекрывается и бензина подается только через главную дозирующую систему. Почему такой большой разброс по оборотам? Потому что например жиклер хх(холостого хода) может не до конца перекрывать отверстие через которое протекает бензин, или он может быть выдернут и тогда через систему хх всегда течет бензин, даже когда мы едем на 5500 оборотах. Я не советую вам брать этот трюк на заметку, да он немного повышает скорость набора оборотов, но при этом мы получаем черные свечи и перерасход бензина.
Качество настройки холостого хода вкупе с зажиганием вы можете проверить по выхлопу, он должен быть ровным и без хлопков и газы должны выходить под давлением, рука должна чувствовать ощутимое усилие! Если газы просто вылетают из трубы как по дуновению слабого ветра, то знайте, что машина поедет не так быстро, как вам бы хотелось.
Поэтому настраивая холостой ход не гонитесь за максимальной тягой, вполне возможно что за тягу придется поплатиться ремонтом закоксовавшегося от несгоревшего топлива двигателя.
Вот и всё, всем удачи в настройке!