Правительство поощряет импорт иномарок
Заявляя о поддержке производителей отечественных иномарок, российское правительство в то же время продолжает отстаивать интересы отечественного автопрома и одновременно стимулировать импорт новых автомобилей
Вчера в Москве прошел круглый стол на тему ?Автомобильные рынки развивающихся стран (в том числе России): сравнительный анализ + итоги 1 квартала 2004 г. для авторынка России?, организованный аудиторско-консультационной компанией PricewaterhouseCoopers (PwC). На мероприятии был сделан обзор автомобильных рынков России и близких ей стран по количеству автомобилей на 1000 человек и объему ВВП на душу населения ? Бразилии, Китая и Индии. На основе сравнения автомобильных отраслей по одним и тем же параметрам, в числе других был сделан и довольно парадоксальный вывод: вместо того чтобы стремиться к созданию условий для открытия новых сборочных предприятий зарубежных автопроизводителей и стимулировать привлечение инвестиций в уже имеющиеся, российское правительство продолжает отстаивать интересы отечественного автопрома и поддерживать импорт новых иномарок. И если в ближайшие годы эта тенденция сохранится, то, по прогнозам, даже через 4 года ни одна из компаний, собирающих иномарки в России, не выйдет на серьезный уровень производства в 300 тыс. машин в год.
Первое, на что обращают внимание эксперты PwC, ? во всех сходных с Россией по уровню развития автомобильной отрасли странах лидерами по производству автомобилей являются крупные международные компании. Например, в Бразилии, которая входит в десятку стран-лидеров мирового автопрома, три ведущих автомобильных предприятия, работающих в этой стране, контролируются международными автомобильными концернами ? General Motors, Volkswagen и Fiat ? и имеют 95% местного рынка. Китай становится одной из ведущих автомобильных держав мира, занимая сегодня 4-е место среди крупнейших производителей легковых автомобилей и имея самые высокие темпы роста объема их выпуска. Ведущие китайские производители автомобилей ? SAIC, FAW и т.д. ? создали СП с равным долевым участием крупных государственных предприятий и иностранных автомобильных компаний. На долю данных СП приходится около 70% общего выпуска автомобилей. В Индии, хотя в тройку ведущих автопроизводителей и входит местный производитель (Tata), лидирующие позиции занимают компании с иностранным капиталом Maruti Udyog Ltd (Япония/Индия) и Huindai Motor India (Южная Корея). В России же, которая занимает 13-е место среди ведущих стран, производящих автомобили, тройка ведущих автопроизводителей представлена только российскими компаниями ? АвтоВАЗом, группой СОК (в том числе ?Иж-Авто?, ?РосЛада?) и ?РусПромАвто? (ГАЗ).
С другой стороны, по словам экспертов, по сравнению с другими странами в России таможенный режим на ввоз иномарок наиболее либерален. Например, в Бразилии ставка на ввоз новых легковых автомобилей составляет 35% от стоимости автомобиля, в Китае ? 40%, при этом ввоз подержанных автомобилей в обеих этих странах запрещен. В Индии ввоз подержанных автомобилей хотя и разрешен, однако ставка пошлины превышает 100% от стоимости автомобиля. В России же в отношении юридических и физических лиц применяются различные ставки тарифов на ввоз новых автомобилей, которые могут исчисляться в процентах от стоимости автомобиля или в зависимости от объема двигателя. Однако в общем ввозные пошлины на новые автомобили для юридических лиц составляют примерно 25% от стоимости. Для ввозимых подержанных иномарок таможенный режим также непростой: в отношении юридических и физических лиц в зависимости от возраста автомобиля применяются различные ставки тарифов. Тем не менее в целом размер пошлин на ввозимые иномарки, как новые, так и подержанные, у России самый низкий. Вследствие этого в России из-за высокого импорта самый низкий показатель чистого экспорта легковых автомобилей, если сравнивать ее с другими развивающимися странами. К примеру, у Бразилии чистый экспорт в 2003 г. составил 220 тыс. автомобилей, в Китае этот показатель ? минус 15 тыс. шт., а в России чистый экспорт составляет минус 480 тыс. автомобилей. ?Другие страны или импортируют очень мало машин, или экспортируют больше, чем импортируют, но Россия просто ?глотает? машины из других стран?, ? прокомментировал ситуацию на прошедшем круглом столе Стэнли Рут, партнер PwC.
В результате из-за столь серьезных объемов импорта иностранные компании если и приходят в Россию, то опасаются выходить на серьезные мощности (200-300 тыс. шт.), потому что боятся, что их вложения в Россию себя не оправдают. Так, общий объем прямых иностранных инвестиций в отрасль на сегодняшний день не превышает 2 млрд долл. за 1999-2003 гг., что на порядок меньше, чем в том же Китае (20 млрд за этот же период). А в Бразилии, правда не за четыре года, а за десять последних лет, инвестиции составили 20-25 млрд долл. И в отношении нашей страны ситуация, похоже, сильно не изменится. Если в Китае объем планируемых инвестиций иностранных компаний в 2004-2005 гг. будет более 9 млрд долл., то в российскую автомобильную отрасль иностранные инвестиции, по предварительным оценкам, составят менее 1 млрд долл.
В итоге, по прогнозу PwC, в ближайшие четыре года общее количество продаваемых в России автомобилей, вероятнее всего, поделят между собой российские и иностранные производители, импортирующие в нашу страну новые автомобили. Кроме того, рассчитывать на то, что в ближайшее время иностранные автопроизводители будут значительно увеличивать объемы сборки своих автомобилей в России (то есть до 200-300 тыс. шт.), пока не приходится. Причины ? недостаточно высокие пошлины на ввоз новых и подержанных иномарок. Эта ситуация парадоксальна с учетом того, что российское правительство не раз высказывалось за всяческое привлечение иностранных производителей в Россию и приняло Концепцию развития российского автопрома, предусматривающую налаживание в России производства ?автомобилей мирового уровня?.
Отечественные иномарки подешевеют
Через несколько лет отечественные иномарки по ценам вплотную приблизятся к последним моделям АвтоВАЗа
Как сообщили RBC daily в Министерстве промышленности и энергетики России (бывшее Минпромнауки РФ), импортные пошлины на автомобильные компоненты для российских иномарок могут быть значительно снижены уже в 2004 г. И если сегодня размер пошлин на различные автокомпоненты варьируется в пределах 5-20%, то теперь пошлины на все ввозимые автокомпоненты предлагается снизить до 3%, исключая кузова, пошлина на ввоз которых останется неизменной. Цель нововведения ? дальнейшая локализация производства иномарок в России (на сегодня компоненты для иномарок частично производятся в России). Как рассказали в департаменте машиностроения бывшего Минпромнауки, предложения по изменению пошлин уже внесены департаментом на рассмотрение ряда министерств и могут быть приняты правительством уже до конца 2004 г. Из-за того, что в результате локализации производства отечественных иномарок большая часть комплектующих для них будет выпускаться в России, эксперты предсказывают некоторое снижение цен на иномарки российской сборки. Максимально себестоимость иномарок снизится через 4-5 лет, что может нанести серьезный удар по отечественным автопроизводителям.
Ныне действующие пошлины различаются в зависимости от ввозимых в Россию автокомпонентов. Например, за ввоз некоторых комплектующих (детали двигателя, коробки передач, стекла и т.д.) взимается пошлина в 5%, ввозимый двигатель облагается пошлиной в 10%, а некоторые детали, которые формально не признаются комплектующими для автомобилей, потому что могут применяться более широко (например, провода), облагаются пошлиной в 20%. Эти пошлины в настоящее время платят все производители отечественных иномарок, кроме завода во Всеволожске (выпускает Ford Focus), который работает в режиме свободного таможенного склада. Впрочем, как сообщил RBC daily вчера один из авторов нововведений в бывшем Минпромнауки, не исключено, что после пересмотра размера пошлин за ввозимые комплектующие освобождение от их уплаты для представительства Ford будет отменено, якобы для того, чтобы создать для российских производителей иномарок равные возможности. То есть завод во Всеволожске начнет платить пошлины наравне с ?Автотором?, СП ?GM-АвтоВАЗ? и др.
Правда, при этом сборы на границе будут значительно уменьшены. ?Пошлины на ввозимые автокомпоненты предполагается снизить до 3%. Изменения не коснутся только 15%-ных пошлин на ввоз кузовов автомобилей. Это объясняется тем, что современные автомобильные заводы представляют собой, как правило, сборочные производства, на которых изготавливаются только кузова автомобилей (сборка, сварка, окраска) и некоторые другие части?, ? сказал RBC dailу Алексей Сереженкин, заместитель начальника департамента машиностроения бывшего Минпромнауки. По его словам, цель изменений пошлин ? дальнейшая локализация производства иномарок в России и расширение выпуска автомобилей в нашей стране, что предусмотрено Концепцией развития российского автопрома, принятой правительством в 2002 г. и призванной наладить выпуск в России автомобилей, соответствующих мировым стандартам. По словам Алексея Сереженкина, хотя сегодня прохождение поправок к Таможенному тарифу задерживается в связи с реорганизацией правительства, через два месяца правительство, скорее всего, рассмотрит этот вопрос. То есть велика вероятность того, что пошлины на ввозимые автокомпоненты снизятся до 3% уже в этом году.
Указанные ставки таможенных пошлин предлагается использовать только для производств, на которых будет увеличиваться доля российских затрат при производстве автомобильной техники, в том числе за счет развития выпуска таких компонентов в России (иными словами, пошлины на ввоз запчастей пересматриваться не будут). Уже сейчас не все комплектующие для иномарок российской сборки привозятся из-за рубежа. Например, для Ford Focus в России производятся металлические штампованные детали для кузова, боковые стекла, коврики, брызговики и т.д. Как сообщила RBC daily пресс-секретарь представительства Ford в России Оксана Хартонюк, сегодня завод во Всеволожске имеет контракты на поставку комплектующих с 15 российскими производителями. А в соответствии с планом локализации производства Ford Focus в России через 3-4 года доля российских затрат (все затраты на изготовление автомобиля, включающие как комплектующие, так и производственные расходы, амортизация инвестиций) должна составлять 50% от себестоимости этого автомобиля.
Между тем инициаторы снижения пошлин не ставят цели полностью локализовать производство российских иномарок. ?Концепция развития российского автопрома предполагает интеграцию России в мировое автопроизводство. То есть сами автокомпоненты будут производиться там, где это делать дешевле, и не обязательно только в России?, ? отмечает Алексей Сереженкин, признавая, правда, что добиться показателя российских затрат в 50% и выше (задача, поставленная перед Ford) через 3-4 года возможно только при наличии у автопроизводителя собственного производства ряда автокомпонентов в России. В этой связи перспективная задача послаблений при ввозе комплектующих ? дать возможность производителям иномарок нарастить такие объемы выпуска автомобилей, при которых создание собственного производства компонентов станет рентабельным. Для разных российских иномарок это выход на уровень производства и продаж в 100-300 тыс. автомобилей в год. Для сравнения, Ford Focus в 2003 г. выпустил около 15 тыс. автомобилей.
У снижения пошлин на автокомпоненты есть и еще один аспект ? снижение цен на российские иномарки. Правда, в бывшем Минпромнауки говорят, что прямой цели удешевить российские иномарки путем снижения пошлин на комплектующие нет. ?Дело в том, что сегодня наблюдается тенденция повышения цен на тот же металл, так вот одна из задач снижения пошлин ? сделать так, чтобы рост себестоимости автомобилей был не столь существенным?, ? говорит г-н Сереженкин. Тем не менее, по его словам, в будущем возможно некоторое снижение цен на отечественные иномарки на 10-15%. Цены на них снизятся не столько из-за снижения пошлин, сколько из-за все большей локализации производства иномарок в России, что в будущем может создать большие проблемы российской автомобильной промышленности. ?Пока что российские иномарки и те же ВАЗы находятся немного в разных ценовых категориях. И спрос на чисто российские автомобили снижается незначительно, поэтому прямой зависимости между некоторым удешевлением российских иномарок и падением спроса на ВАЗы нет?, ? отмечает Алексей Сереженкин. Тем не менее, по прогнозам, через 4-5 лет, когда себестоимость российских иномарок снизится максимально, они станут очень серьезными конкурентами последним, а значит, и наиболее дорогим моделям АвтоВАЗа.