Мужики, не сердитесь. Это не баян. Это я все сам написал со свежих, новых для меня, чайника, ощущений и впечатлений. Кому не интересно, не читайте.
Предыстория:
Последние два-три дня слышал непонятный звук где-то внути или за торпедой - цык-цык-цык. Думал, завалившаяся туда месяц назад зажигалка заняла "неудобное" положение и дребезжит. Полной уверенности не было, но музыкальным слухом не обладаю и решил, что скорее всего это именно она. Мероприятия по извлечению наметил на предстоящие выходные. Магнитолу погромче - и все хорошо.
Взлёт
Настроение с утра отличное, оделся в летние белые брюки, белую рубашку (вечером - на переговоры), в магнитоле веселенький мотивчик. При подъезде к Москве с Симферопольского шоссе увидел пробку на въезде в город, свернул на МКАД, махну, думаю, через Бирюлево-западное, неохота веселое настроение на пробки растрачивать. Резвенько проскочил по МКАДу, также резвенько выскочил на улицу Подольских курсантов, проехал мимо Покровского рынка, подкрался к светофору, влез в дыру между рядами и, никому не мешая, утопил педальку. Машина резво подхватила, в салонном зеркале уже были видны все три ряда конкурентов, и тут...
Падение
... машина глохнет. Нога продолжает не верить мозгу и давит на педаль, но все впустую. Рука включает аварийку. Дед на запорожце со свистом резины обходит слева, пара классиков и автобус справа. Все оборачиваются и неслышно ругаются. Пропускаю поток, отталкиваю машину к обочине. Выставляю знак. Мимо проносятся опаздывающие на работу, сильно мешают. Машу рукой проезжающим, встает газелька и быстренько оттаскивает меня метров на 120 вперед - там кармашек и тень. На протянутые 50 рублей обижается, машет руками, желает удачи и исчезает в потоке.
Полёт мысли
Заголохла резко. Значит - зажигание. Проверяю искру - искры нет. Уже легче. Коммутатор или трамблер. По жгутам проводов со второго раза удалось понять, где находится коммутатор. Добрался до него, снял-надел колодку. Больше я с ним ничего поделать не мог. Пришлось строить дальнейшие предположения исходя из того, что коммутатор исправен.
Начал думать про трамблёр. Снял крышку, в процессе размышления зачистил обгоревшие контактики, проверил уголёк. Это так, между делом. Не надевая крышку, пошёл крутить стратер, внимательно глядя на бегунок. Бегунок стоит на месте. Ага. Даже мне, чайнику, многое стало ясно. Наверно, думаю, там должна быть какая-то шестеренка, надо просто снять трамблёр и посмотреть, как устроен его привод.
Снял трамблёр. Там все чугунно - два штыря на трамблере соединяются с распредвалом через две радиальные канавки. И только тогда я поставил точный диагноз - не вертится распредвал.
Короткое замыкание в башке чайника, и я допетрил - есть такой ремень ГРМ. Мысли приходили примерно в следующией последовательности:
1. Никогда не читал про то, как его менять.
2. Слышал, что при его обрыве может наступить крантец головке блока (но, вроде, это на шестнадцатидырочных).
3. Батя прошлым летом сунул мне в багажник ремень ГРМ, приговаривая: "Сам поменять не сможешь, но пусть валяется".
4. При установке надо выставлять какие-то метки на шестерне распредвала и коленвалу.
5.
Или я его сейчас поменяю, или так и останусь чайником.
6. Где там этот ремень?
Камасутра.
Кожух ремня снимать легко - три болта, из них два - на втулках.
Порваный ремень выглядит как дохлая змеюка - нах его из-под капота! Подлюга...
О, бл...! Для того, чтобы надеть новый ремень, надо снимать ремень генератора! Херня, прорвемся. Сверху шкив ремня генератора не скрутить... Значит можно сбоку! Домкрат, балонник и правое переднее колесо на бордюре. Что это за пластмассовая херня? Ключик на 10, несколько движений и её уже нет. Передо мной шкив ремня генератора. В руки балонник, начал крутить - проворачивается даже на первой передаче. Херово, нужен ассистент.
Ассистент
Зашел в какие-то ворота через дорогу, какой-то чувак согласился помочь. Алик, ну и хрен с ним. Свечным ключом (в форме труды) держал шкив за зубы, зафиксировав его об опору движка. Немного кряхтения, и гайка поддалась. Удалось понять, как ослабить натяжение ремня генератора и скинуть его. Понадобились ключики на 10 и на 13. Чувака не отпускаю, обещаю денег, если подождёт ещё полчасика. Он ждёт. Курит мои сигареты и ждёт.
Испытания продолжаются
Самых больших усилий стоило найти метку на коленвале и провернуть коленвал, чтобы метка заняла верхнее положение. Для этого в результате догадался включить четвертую передачу и покрутить тормозной диск. Спасибо дифференциалу.
Метка на шестерне распредвала видна отлично, но я долго думал, с чем она должна совпадать. Ничего более приметного, чем уступ на черной железке, я не нашел (примерно в положении 10 часов, если представить, что шестерня - это циферблат). Так тому и быть. К огромному счастью, эта шестеренка уже была точно в расчетном положении, потому что я не представлял себе, как её провернуть - вращается довольно туго.
Ага, там ещё одна шестеренка. Видимо, помпа. И ролик. Натяжителя? Натяжителя! Значит, его надо ослабить. Ключик на 17 (если не путаю) и ролик ослаблен. Он как эксцентрик, значит повернем его в самое свободное положение и немного подтянем, чтобы не болтался.
Дрожащими руками надел новый ремень так, чтобы он зацеплял за все шестеренки и гладкой стороной прикасался к ролику-натяжителю. Вспоминаю какие-то обрывки фраз про подсчёт зубов на ремне и шестеренках, вспомнить толком ничего не могу и надеваю его так, чтобы во всех свободных частях было примерно одинаковое натяжение, а со стороны ролика - немного поменьше. Ролик дотянет.
Полузатянутый ролик удобно проворачивать молотком и остренькой херней, упирая её в дырки в этом ролике. По мере его приведения в боевое положение, посильнее затягиваю гайку на ролике. Натяжение, как показалось, достаточное. На словах всё гладко, на деле - забыл на время все слова, кроме матерных. Дрожащей рукой повернул ключик зажигания - мотор ОЖИЛ! Долго радоваться нельзя, потому что нет ремня генератора. Аккумулятор долго не прокрутит. Но стало очень радостно, что ремень надет правильно. Ассистент тоже начал пританцовывать на месте.
Надел шкив генератора, при помощи ассистента, выкурившего две моих сигареты, затянул гайку все тем же балонником. Ослабил ещё сильнее натяжение воображаемого ремня генератора, надел ремень. Натянул его до такой степени, чтобы он не прогибался под ощутимым нажатием рукой (человека, весящего 105 кг, жмущего от груди пару-тройку своих весов 10-15 раз). Ассистента отпустил, наградив 100 рублями.
Обратный отсчёт
При надевании кожуха ремня ГРМ испытывал смешанные чувства. Дело в том, что один болт затерялся где-то в багажнике. Сначала подумал, что всё фигня, продержится на двух болтах, которые со втулками - а потом гордость взяла своё. Перерыл багажник, нашёл этот болт и прикрутил. Пусть все будет по-честному. Ещё увидел, что шкив генератора грызёт изоляцию какого-то провода - этот провод замотал изолентой и накинул на какой-то штырёк на внутренней стороне кузова. Прикрутил колесо, вставив перед этим на место пластмассовую херню, видимо, защищающую двигатель от грязи. Странно, дырки - три, а самореза - только два... Но все так и было. Надо будет потом привернуть третий.
Полёт нормальный
Все прикручено. Посмотрел на свои бывшие белые брюки - и не испугался, т.к. ожидал худшего. Работал в перчатках, очень аккуратно, поэтому грязь только на левой коленке, на которую я приложился локтем, испачканным об подкрылок, разглядывая метку на коленвалу. И ещё небольшие очаги загрязнения, но в целом, можно спокойно ходить, прикрыв колено портфелем. Слава богу, догадался снять рубашку. Вымыв руки, плечи и пузо универсальным очистителем, оделся полностью и сел за руль.
Мотор завелся с пол-пинка. Ещё раз убедился и загордился, что при манипуляциях с трамблёром я не нарушил установку момента зажигания, а при установке ремня ГРМ правильно установил отметки на валах. И ещё радовался, что у меня не 16 дырок.
Расскажу бате, слесарю-наладчику седьмого разряда, будет доволен.
Сказать, что у меня изменилась манера вождения - ничего не сказать. Во всех манипуляциях органами управления автомобиля у меня присутствовал легкий мандраж. Повышая обороты, очень живо представлял себе, как там натягивается новый ремешок ГРМ. Первые пару минут невольно просчитывал дорожную ситуацию в том направлении, чтобы был запас для маневра в случае обрыва ремня (С чего вдруг? Да ни с чего! Мышечная память...). Но это быстро пройдёт. К работе подъезжал с ощущением, что я безумно опытный водила, умеющий чинить движок. Но часть мозга, не склонная к сиюминутным эмоциональным порывам, работала в другом направлении: а что там, интересно, под головкой блока... Бл..., надо купить новые брюки до переговоров и где-нибудь переодеться...
Мораль
Почему тема названа "Музыкальная безграмотность"? Да потому, что цык-цык пропал после замены ремня. Видимо, он надорвался и болтающимся куском издавал цык-цык. А я этого не понял.