В продолжение многочисленных тем об обогреве бачка омывателя и форсунок решил я поделиться своими размышлениями по этому поводу.
С давних пор проблема зимней эксплуатации системы омывания ветрового стекла заставила меня крепко задуматься. Мысль развивалась сначала в стандартном направлении - сохранение текучести жидкости на морозе. Как этого добиться?
Совершенно понятно, что для этого следует использовать жидкости с гарантированно низкой температурой замерзания и позаботиться о дополнительном обогреве системы хранения и подачи этой жидкости, в особенности верхней, близкой к форсункам части трубопровода, расположенного в полостях крышки капота, в отсеке воздухозаборника.
Использовать качественные жидкости бесспорно нужно.
Один мой знакомы рассказал мне, что во время морозов заливает в бачек чистый спирт и ни о чем больше не парится - проблем с замерзанием омывающей жидкости у него не существует.
Но погода - штука непредсказуемая... Сегодня, например, -20, заливаем спирт, а завтра и всю следующую неделю оттепель... А расход омывайки во время слякоти многократно возрастает - чистый спирт лить на улицу жалко, в такую погоду можно и бодягу какую-нибудь использовать... А потом, например, снова -20.. Менять жидкость в бачке каждый раз?.. К тому-же чистый спирт огнеопасен...
По поводу обогрева тоже много сомнений возникает. Делать обогрев только бачка или форсунок - недостаточно, имхо.
Вообще, по моим наблюдениям, бачек в принципе не сильно нуждается в обогревателе - он находится в довольно теплом месте - от двигателя тепла достается. Поэтому если постоять с полностью прогретым двигателем, в бачке, как правило, жидкость начинает плескаться уже через несколько минут.
Писалки с подогревом продаются в магазинах - это не проблема вроде-бы.
Наибольшая проблема - это подводящие трубки в верхней части капота. Именно в этих, изолированных от теплого подкапотного пространства местах, жидкость максимально загустевает и теряет текучесть, поскольку ее сильно охлаждает холодный забортный воздух, поступающий в большом количестве снаружи во время движения машины. Поэтому без эффективного обогрева этих трубок толку будет мало, но как сделать это?..
Думал я думал... И придумал. Решил задачу кардинально...
Для того, что бы в трубках жидкость не замерзала, надо на то время, когда они не используются, заполнить их чем-нибудь, что никогда не замерзает. Например... воздухом!
Когда-то давно купил я себе воздушный электрокомпрессор китайского производства, вроде предназначенный для накачки шин. Компрессор дешевый - всего-то две сотни отдал за него. Сразу, когда покупал - чувствовал, что по прямому назначению использовать его не буду, а сделаю из него что-нибудь эдакое... Так оно и получилось.
Разобрал этот компрессор - вытащил электродвигатель в сборе с насосом из пластмассового корпуса и установил эту штуковину на пластмассовую крышку двигателя своей машины:
Увеличить
Трубопровод омывайки немного переделал. К выходу штатного электронасоса омывающей жидкости переднего стекла подключил обратный клапан, затем тройник. К тройнику подключил еще один обратный клапан и далее выход воздушного компрессора. Оставшийся конец тройника - на форсунки. Получилась система, которая позволяет осуществлять продувку трубок воздухом. При чем воздух берется подогретый, в непосредственной близости от ДВС.
Увеличить
Смастерил электронную схемку для автоматического управления компрессором (реле времени на основе заряда емкости с УПТ на двух транзисторах и ЭМ-реле на выходе).
Пока вся эта система работает у меня в тестовом режиме, я сделал простейшую (временную) автоматику - в момент начала работы штатного электронасоса омывайки включается воздушный компрессор, а выключается он только примерно через пол-минуты после прекращения работы насоса омывайки. Этим достигается сразу два положительных момента:
1) Суммарный напор смеси омывайки с теплым воздухом от компрессора очень велик, думаю, что он в большей степени способен "пробить" загустевшие участки трубопровода, если таковые будут появляться.
2) После прекращения подачи жидкости воздух еще продолжительное время выталкивает остатки жидкости из трубок и форсунок, в результате (теоретически) замерзать в них будет нечему.
Эта система, конечно, не идеальна. Минусы тоже есть.
Во-первых, из-за того, что жидкость из трубок удаляется, в начале каждого использования омывайки придется пару секунд жать на "гашетку" вхолостую - ждать заполнения трубок новой жидкостью.
Во-вторых, после прекращения действий подрулевым переключателем жидкость продолжает еще какое-то время поступать за счет работы компрессора. К тому-же, она вылетает из форсунок не в виде ровной струи, в в виде очень мелких брызг, практически как водяная "пыль". Плохо это или хорошо - я пока еще не понял...
В третьих, на самом деле для полной просушки трубок необходимо включать компрессор на очень длительное время - боюсь эта китайская поделка не выдержит, не уверен, что у нее слишком уж большой ресурс по наработке на отказ...
Вот, в кратце рассказал о своей задумке... Как это все будет работать на практике - покажет зима. Продолжение следует...