Не помню номер авторевю, но статья у меня имеется
(прошу так же учесть, что в тесте принимали участие машины 1,6 НЕ ОБКАТАННЫЕ, а 1,5 16 кл обкатанная)
Иван ШАДРИЧЕВ
Иван АНАНЬЕВ
Фото Степана Шумахера
Как мы уже сообщали, с октября этого года все автомобили ВАЗ ?десятого? семейства стали оснащаться моторами рабочим объемом 1,6 л вместо предыдущих 1,5-литровых.
Зачем понадобилась эта операция на ?десяточном? сердце? Как чувствуют себя машины в ?послеоперационный? период? Мы взяли на тест две модернизированные ?десятки? ? ВАЗ-21101 с восьмиклапанным мотором и ВАЗ-21104 с ?шестнадцатиклапанником?. А точкой отсчета послужил снятый с производства полуторалитровый ВАЗ-21103 со старым 16-клапанным двигателем объемом 1,5 л.
Не секрет, что новый мотор, отвечающий экологическим требованиям Евро-3 (а в дальнейшем и Евро-4), необходим в первую очередь Калине и перспективной Приоре, которым прочат светлое экспортное будущее. Да и старым полуторалитровым моторам становится нелегко ?тащить? потяжелевшие автомобили, напичканные массой дополнительного оснащения (включая кондиционер). Поэтому на АвтоВАЗе решили уже сейчас унифицировать двигатели для Калины, ?десятки? и будущей Приоры. Для выпуска новых моторов переоснастили одну линию моторного производства ? на второй по-прежнему выпускаются полуторалитровые моторы для Самары.
За основу был взят старый полуторалитровый двигатель. Диаметр цилиндров остался прежним ? 82 мм. Но блок цилиндров стал выше, а новый коленвал отличается увеличенным радиусом кривошипа. Вместо составного впускного коллектора из алюминиевых труб применен легкий пластиковый модуль, благодаря которому масса мотора в сборе не изменилась. Модернизирована система топливоподачи: регулятор давления переехал в бензобак (это позволило отказаться от сливной магистрали ? так называемой ?обратки?), а в систему забора топлива внедрен дополнительный подкачивающий насос ? чтобы основной бензонасос не ?глотал? воздух даже при минимальном запасе бензина в баке.
В системе управления впрыском появился новый контроллер Bosch M 7.9.7: теперь электронные ?мозги? могут управлять процессом сгорания индивидуально в каждом из цилиндров. А на 16-клапанном двигателе впервые в отечественном моторостроении серийно использованы индивидуальные катушки зажигания ? по одной на каждый цилиндр.
В системе выпуска применен так называемый катколлектор ? это нейтрализатор, объединенный с выпускным коллектором и приемной трубой. Расположенный максимально близко к мотору нейтрализатор быстрее выходит на рабочую температуру и эффективно дожигает выхлопные газы даже на холодном двигателе, позволяя мотору вписаться в нормы Евро-3.
Правда, восьмиклапанный мотор лишь немногим мощнее предшественника (81 л.с. против 77 л.с.), а 16-клапанный двигатель и вовсе растерял силы ? 89 л.с. вместо 91 л.с. ранее. Прирост крутящего момента у обоих моторов составил всего 4%. Как отразились дополнительные 100 ?кубиков? рабочего объема на поведении машины? За ответом мы отправились на автополигон.
Сначала ? уже снятый с производства ВАЗ-21103. Характер старого 16-клапанного мотора нам давно знаком: вялая тяга на малых оборотах и резвый подхват ?на верхах?. Для динамичной езды нужно постоянно ?крутить? двигатель, но именно благодаря ощутимому оживлению на высоких оборотах ?сто третья? воспринимается как резвый автомобиль.
ВАЗ-21104 с новым шестнадцатиклапанным двигателем отличается более спокойным характером. У мотора появилась приятная тяга на низких оборотах, но ?эмоциальная? ступенька при переходе в зону высоких оборотов практически исчезла: вместо ?подхвата? чувствуется лишь небольшое оживление после 3500 об/мин. Нам даже показалось, что старая машине резвее?
Но инструментальные замеры на динамометрической дороге расставили все по местам: по разгонной динамике полуторалитровая ?десятка? заметно проигрывает ?сто четвертой?. При этом новый мотор более понятен, более удобен в управлении. Стало приятней ехать по трассе: если ?сто третья? на крутых подъемах и при резвых обгонах уже просит четвертой передачи, то ВАЗ-21104 спокойно ускоряется на пятой. А в городе подкупают адекватные отклики на перемещения педали газа. Мешают лишь сильные вибрации и низкочастотное бормотание мотора во всем диапазоне оборотов и при любом положении педали газа ? новый двигатель стал шумнее.
Дальнейшие замеры показали, что полуторалитровая ?десятка? с шестнадцатиклапанником проигрывает даже ?сто первой? машине с новым восьмиклапанным мотором! Правда, характер у ?восьмиклапанника? флегматичный: достаточная тяга на низких и средних оборотах позволяет реже обращаться к рычагу переключения передач, но на ?верхах? темп набора скорости снижается, а естественным ?антикрутильным? ограничителем становится крайне неприятный низкочастотный гул на высоких оборотах.
Поскольку вазовцы не занимались доводкой ходовой части, а развесовка машины не изменилась, управляемость, тормозные свойства и плавность хода остались прежними ? как на старых полуторалитровых ?десятках?.
А после теста нас ждал сюрприз. Мы обнаружили, что обе обновленные машины не оснащены катколлекторами. То есть они отвечали нормам Евро-2, а не Евро-3 ? нам достались ?переходные? автомобили. По идее, машины с катколлектором (их массовый выпуск уже начат) должны немного потерять в динамике: повышенное сопротивление в системе выпуска неизбежно скажется на мощности. Пока же можем с уверенностью констатировать, что увеличение рабочего объема двигателя пошло ?десяткам? на пользу. Восьмиклапанная машина по-прежнему хороша для неспешной езды с нечастыми переключениями передач, а в характере 16-клапанной версии появилось больше универсальности: ВАЗ-21104 уверенно тянет на любых оборотах.
Модернизированные машины подорожали: у московских дилеров они стоят на $200?250 больше, чем еще нераспроданные ?старые? полуторалитровые. Но совсем скоро выбора не останется: полуторалитровые ?десятки? больше не выпускаются.
А что касается другого оснащения... Потуги вазовцев создать стройную систему базовых комплектаций и наборов дополнительного оборудования пока успехом не увенчались: в салонах представлена масса автомобилей в самых различных вариантах исполнения, обозначенных загадочными цифровыми индексами, в которых ?плавают? сами продавцы. Например, в трех тестовых автомобилях мы обнаружили три разные панели приборов, три варианта внутренней обивки и даже сиденья разной формы.
Качество сборки? На одной из машин из-за неплотного прилегания пассажирской двери езда на высокой скорости сопровождалась назойливым свистом ветра, на другой сильно шумела коробка передач, на третьей периодически хандрил двигатель? Каждое очередное подорожание неуклонно приближает Лады к иномаркам нижнего ценового диапазона, а качество, увы, остается прежним. Видимо, АвтоВАЗ все еще ориентируется на автолюбителей-патриотов.