Цитата:Христианских анархистов объединяет неприятие оправдания власти человека над человеком, эксплуатации, насилия, а также стремление к преодолению этих явлений среди людей. Христианские анархисты считают, что в учении Иисуса Христа свобода получила своё духовное оправдание. Христианские анархисты могут принадлежать к различным христианским конфессиям (католической, православной, какой-либо из протестантских) или не принадлежать ни к какой (Л. Н. Толстой).
Жизнь и учение Иисуса Христа
Обоснованием позиций христианского анархизма служат, прежде всего, четыре Евангелия. Дороти Дэй, Аммон Хеннэси, Лев Толстой и другие в своих социально-политических текстах постоянно обращаются к словам Иисуса. Например, название «Царство Божие внутри нас» — прямая цитата слов Иисуса из Евангелия от Луки (17:21). Дороти Дэй и Движение католических рабочих отдавали приоритет делам милосердия (ср. Мф 25:31-46).
Иисус противодействует «системе», управляемой «князем мира сего» — Сатаной: «…Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18-19). Он был против верховенства одних людей над другими (Мф 23:8-12) и отвергал поклонение кому-либо, кроме Бога, а также попытки провозгласить Его царем (Мф 4:8-10; Ин 18:36).
Первые христиане противостояли первенству государства: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5:29); «отняв силы у начальства и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:15).
Описания безгосударственных отношений находятся и в Ветхом Завете. Моисей повёл евреев из плена в пустыню, где в течение продолжительного времени они, многочисленный народ, жили без царя: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 17:6, 21:25). Гедеон отказался стать царём: «Господь да владеет вами» (Суд 8:23).
Ранняя церковь
Некоторые из ранних христианских общин, как представляется, фактически являлись тем, что позже назовут анархическими коммунами. Например, Иерусалимская община, как описано в Деяниях апостолов, разделяла свои денежные средства и труд одинаково и справедливо среди своих членов. Аммон Хеннэси и Кейт Акерс утверждают, что отход далеко от практики и учения Иисуса о ненасилии, простой жизни и свободе произошёл в теологии Павла из Тарсуса. Они доказывают, что христианам следует обратить внимание на «до-павловское» христианство. Хотя существуют некоторые доказательства того, что эгалитарно настроенные христиане просуществовали короткое время после Иисуса, однако же, по мере роста и распространения христианской общины, некоторые видные её члены начали оправдывать легализм и строгое подчинение церковной доктрине.
Другие христиане говорили, что Павел подчеркнул в своём учении конгрегационную автономию церкви, запрет на управление одним человеком даже местной церковью, а также другие практики, вступающие в противоречие с утверждением иерархии и подчинения.
В любом случае, изначальное устройство христианской церкви подразумевало соборность, что означало (в земном аспекте) коллективное принятие важных решений, избранность церковной иерархии, и её подконтрольность «народу Божию», то есть церковным общинам и собраниям. Имущество церкви виделось достоянием бедных. Эти принципы, по сути, создавали внутри империи независимую систему со своей экономикой, построенной по принципу социальной справедливости. Безусловно, всё это роднит изначальное христианство с идеями анархизма.