red_rata писал(а):Яков_Лещ Вики - талмуд?
Ну ты же не Восьмеркин. Зачем механика в полёты таскать?
Кстати, у тебя один из дядей или дедов воевал на У-2 с таким же мотором. Он, летя на бомбёжку, всегда брал с собой механика?
Не, ну может иногда рядом с пилотом и сидел механик или штурман. Но чаще это был пассажир, врач, подруга и т.п.
Да, дядя Вася мой (ну, какой-то внучатый дед он мне, или кто, я в родственных связях мало разбираюсь), Ряховский Василий Васильевич, и до войны, и всю войну он пролетал на этом забавном самолете, под номером 13, и очень удачно пролетал, лишь однажды ему не повезло, то ли сбили его, то ли техническая неисправность случилась, короче, полный рот земли, но его своевременно откопали, отправили в госпиталь, в госпитале ему вставили вставили железную пластину в башку, и он таки кое как, но вернулся в авиацию, но уже пилотом вертолётов, при ДОСААФ он трудился, по спортивной части, даже несколько мировых рекордов установил.
А дедушка фрау Лещ, Яков Ильич Бутенко, он школьным учителем был, тихим и спокойным, правда, дюже здоровенным, а потом его зачем-то позвали в авиацию. Отучился он благополучно на лётчика, но такое время было, что надо было ещё больше лётчиков, и оставили дедушку Яшу инструктором, преподавать, он и преподавал, но, когда совсем прижало, все инструктора летали в Сталинград, оказывали, что называется, практическую помощь, от всей души (все регулярно писали рапорта на фронт, да только не отпускали, учить было некому), у дедушки Яши двадцать с чем-то, что ли, боевых вылетов есть, конечно, ему хотелось бы больше, всем тогда хотелось, но не всем разрешалось.
Я только что, совершенно случайно (ей Б-гу, не вру!), обнаружил в интернете вот это:
Цитата:В крыле у “Дракона”
Воспоминания Героя Советского Союза
новгородца Сергей Павловича Шпунякова
На И-16 я был готов воевать уже в октябре 1941 года, но судьбе было угодно сделать так, что она отсрочила для меня вылет на фронт и дала возможность освоить новейшую по тем временам технику - истребитель Як-1.
Наконец в феврале начались полёты с нами.
Командиром эскадрильи был капитан Боев, моим инструктором стал младший лейтенант Яков Бутенко, а командиром звена - старший лейтенант Харьковский. В 1985 году Яков Ильич Бутенко жил в Сочи, и мы переписывались.
Меня заметил заместитель командира эскадрильи Литвинов и после первого же полёта на спарке Як-9у я оказался в лидирующей группе. Потом меня приостановила задержка с обеспечением высокооктановым топливом.
Снова и снова нас учили летать на современных типах самолётов, обучали тактике действий. Налёт выпускников училищ в 1941-1942 годах составлял от 10 до 30 часов, в 1943 году – уже 30-50.
В июне опять появилось Сталинградское направление, и училище повторно засобиралось в Кустанай. Я освоил всё быстро. Недельку поджидал остальных.
Из двух эскадрилий к тому времени оказалось 53 сержанта с налётом от семи до десяти часов самостоятельного полёта на боевом Як-1. Нас спешно аттестовали и организовали выпуск в звании сержантов. Он считался ускоренным, поэтому выпускали сержантов. Это был первый “яковский” выпуск из Сталинграда.
Администрация Новгородской области
Комитет культуры, туризма и архивного дела области
ГОУ “ГАНИНО”
Редколлегия областной Книги Памяти
Областной совет ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и военной службы
Комитет ветеранов войны и военной службы
Редколлегия: С. Ф. Витушкин, А. И. Орлов, Л. С. Мостовая (Шпунякова)
Редактор С. Ф. Витушкин
Корректоры: В. Г. Колотушкин,
В. И. Глухова, Е. И. Вязинина
В книге использованы материалы, фотографии из семейного архива Шпуняковых, а также предоставленные А. И. Орловым, С. Ф. Витушкиным, хранящиеся в ГОУ “ГАНИНО”, опубликованные в ранее изданных книгах и имеющиеся в рукописи А. Чулкова о 402-м истребительном авиационном полку.
Одна простительная Герою неточность, не Сочи - Астрахань.
зы: после войны прошло много лет, кто-то взялся считать, и вышло так, что у дедушки Яши, из всех инструкторов, вдруг вышла самая высокая выживаемость учеников, при безусловной результативности. Дедушка Яша учил летать самый отстой, каких-то татар, чepнoжoпых чурок, чуть ли не уголовников, ему, как учителю, сплавляли вот это всё, и он учил вот это всё летать, а не устройство двигателя, аэродинамику, навигацию. Летать, ЛЕТАТЬ учил дедушка Яша, светлая ему память, мне очень жаль, что я не узнал его при жизни. С другой стороны, не особенно и жалею, он бы меня, pacпeсдяя, и на порог бы не пустил.