Klerik851
Вадя
ловите Плохой бензин, говорите? М-да, проблемы есть? Один знакомый ?еле дополз до дома? ? движок, мол, ?гремит и греется?. Хочет перейти на 95-й: ему сказали, что помогает? А другой возмущается ? дескать, не вздумай: клапаны прогорят! Поговорим о бензинах?
ХОРОШИЙ ? ЭТО КАК?
Хороший бензин ? это просто: с ним машина ?едет?, а ?пальцы не стучат?. Кроме того, морозным утром двигатель сравнительно легко пускается, после заправки не приходится менять свечи, лямбда-зонд, нейтрализатор, а также промывать топливную систему. От чего это зависит? Начнем с главного?
ОЧИ ЧЕРНЫЕ, ОЧМРАЧНЫЕ
Детонация ? тема вечная: о ней в очередной раз напоминает ?Наша справка?. Так вот, чтобы бензин не боялся детонации, его молекулы должны быть, как говорят химики, стабильными. Степень стабильности как раз и определяется величиной октанового числа!
Согласно действующему ГОСТ Р 51105-97 все бензины по величине октанового числа подразделяются на четыре группы ? ?Нормаль-80?, ?Регуляр-91?, ?Премиум-95? и ?Супер-98?. Чем выше октановое число, тем выше стабильность бензинов, тем лучше они противостоят детонации. Эти 80, 91 и иже с ними ? так называемые ОЧИ, то есть октановые числа, определяемые по исследовательскому методу. Есть еще и ОЧМ, которое определяют по моторному методу. В чем разница?
Вопреки известному заблуждению, личные ощущения исследователя или моториста здесь ни при чем. Как ОЧИ, так и ОЧМ определяют на специальной одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия ? УИТ-65 или УИТ-85. У нее три простейших карбюратора, позволяющих в динамике менять состав смеси, а также три маленькие топливные емкости. В одну заливают испытуемый бензин, а в две другие ? два эталонных: их октановые числа должны отличаться на две единицы. На блок цилиндра вешают пьезокварцевый датчик детонации, позволяющий оценить ее интенсивность как на эталонных бензинах, так и на испытуемом ? оттуда и вычисляется требуемое ОЧ. Принцип определения как ОЧИ, так и ОЧМ ? ОДИН И ТОТ ЖЕ, только используют разные режимы работы установки. Для ОЧИ двигатель раскручивают до 600 об/мин, а для ОЧМ ? до 900 об/мин, да еще и смесь подогревается во впускном ресивере. Принято считать, что ОЧИ условно моделирует условия детонации в городском цикле, а ОЧМ ? в шоссейном. Связаны они просто: для бензинов А-80 ОЧМ должно составлять 76; для 91 ? 82,5; для 95 ? 85; для 98 ? 88. А маркировке бензина соответствует именно ОЧИ!
Так можно ли ? и нужно ли ? менять одно на другое? Сначала разберемся с технологиями?
КРЕКИНГ, РИФОРМИНГ И ПРИСАДКИ
Для получения высокооктанового бензина из нефти используют разные технологии, но только одна из них ? каталитического риформинга ? позволяет сразу получить нужные октановые числа ? вплоть до 99. Но это ? дорого: доля такого бензина в общем балансе высокооктановых топлив не достигает 50%. Остальные же вырабатывают по менее сложным технологиям типа каталитического крекинга или гидрокрекинга: для них октановые числа ? 82?85. А самые простые и дешевые ? прямогонные бензины, но их октановые числа редко превышают 50?60 единиц.
Вот тут-то и возникают различные октаноповышающие присадки и добавки. Их можно условно разделить на три группы. Первая базируется на применении металлсодержащих присадок ? достопамятного тетраэтилсвинца, давшего миру этилированные бензины, ныне практически повсюду запрещенные. Присадка была крайне дешевой и жутко эффективной ? в общем, мечта нефтяника. Правда, из выпускной трубы двигателя вылетали мерзкие канцерогены? Сейчас на замену ей пришел куда менее опасный ферроцен.
Основная проблема таких присадок ? образование налетов и отложений в камере сгорания, на свечах, а также в катализаторах и на рабочих поверхностях датчиков системы управления двигателем. Предельный уровень ферроцена нормирован ? 0,017%, но кто за этим следит? Есть присадки на базе никеля, марганца, но проблемы те же?
Другая группа высокооктановых добавок работает по принципу ?смесевого? повышения октанового числа: базовый бензин смешивают с чем-то очень-очень стабильным. Чаще всего применяют монометиланилин (ММНА), чье октановое число аж 280. Эти бензины дороже ферроценовых, но главное препятствие к их распространению ? нормы Евро III и Евро IV, ограничивающие уровень ?ароматики?.
Третья, самая продвинутая группа ? эфиры и спирты. С экологией в этом случае все в порядке, но и проблемы есть. Во-первых, сравнительно невысокое октановое число ? около 120, так что требуется их довольно много ? иногда даже больше 10%. Поскольку у эфиров значительно более низкая теплотворная способность, чем у базового бензина, падает ?калорийность? топлива. Во-вторых, эфиры агрессивны по отношению к резинам, краске, некоторым пластикам. Именно агрессивность эфиров потребовала нормативного ограничения их концентрации ? 15%.
ТАК МОЖНО ИЛИ КАК?
Что же все-таки будет, если вместо бензина А-92 залить 95-й? Сгорят ли клапаны? Да ничего не будет? Старые заблуждения насчет такой жуткой опасности почерпнуты из опыта использования этилированных высокооктановых бензинов в моторах, настроенных на 76-й. Разница в октановом числе ? 12 единиц, полученная тетраэтилсвинцом, существенно гасила скорость сгорания и увеличивала температуру отработавших газов и выпускных клапанов. Сегодня же речь только о стоимости бензина. Реальная разница октановых чисел составляет всего 2?3 единицы, а потому уменьшения скорости сгорания, заметной двигателю, практически не будет. Более того, если повышение октанового числа достигнуто добавлением эфиров ? а сейчас чаще всего так и бывает, ? то скорость сгорания окажется даже выше. Отсюда ? небольшая экономия топлива плюс некоторое снижение токсичности выхлопа. Получаемый при этом запас по детонации, наоборот, уменьшает вероятность прогаров поршней и клапанов.
А если раскошелиться вместо А-92 на А-98? В принципе, можно, но здесь уже большого смысла нет. А-98 специально сделан для форсированных бензиновых моторов. Скажем, провести тюнинг двигателя, ?зажать? его по степени сжатия, поставить распредвалы с ?широкими фазами?, тогда ? да, другого пути нет. А без этого ? пустой перевод денег.
Обратный переход на низкооктановый бензин нужно расценивать как запасной вариант ? об этом же говорят инструкции к большинству современных автомобилей. Что касается разговоров о том, что на 95-м чаще выходят из строя свечи, то они вызваны практикой общения с ?ферроценовыми? бензинами ? с ?эфирными? ничего подобного не будет! К сожалению, у нас качество бензина часто определяется не октановым числом, а порядочностью производителя и продавца?
Детонация ? процесс самопроизвольного воспламенения топлива от волны сжатия. В бензиновом двигателе топливо поджигает свеча в заданной точке и в заданный момент времени. Фронт пламени создает волну давления, которая, попадая в узкие щели камеры сгорания, многократно отражается и усиливается ? навстречу фронту пламени устремляется волна детонации. Ее скорость доходит до 2500 м/с ? возникающие звуки в народе называют ?стуком пальцев?. Последствия детонации для двигателя крайне негативны ? перегрев, потеря мощности, рост токсичности. В итоге ? прогоревшие клапаны, выломанные перемычки у поршней, проблемы у подшипников коленчатого вала, которым приходится воспринимать повышенные нагрузки.
Чем выше давление в цилиндре, тем интенсивнее волна, вызывающая детонацию. Этому способствуют ранние углы опережения зажигания, которые заставляют гореть топливо еще при сжатии. Провоцирует детонацию и увеличение степени сжатия в двигателе, причем порой непроизвольное: отложения и нагар мало-помалу сокращают реальный объем камеры сгорания. Детонацию провоцирует и неправильная установка фаз газораспределения. Увеличивают ее вероятность повышенные температуры деталей двигателя ? лето, пробки и т.п. Но самая банальная причина ? плохой бензин.
http://www.zr.ru/arch48756.html