Йоканьга. Продолжение.
Небольшая справка из интернета. ТЕКСТ и ФОТО НЕ МОИ!
Гремиха.Такое немного забавное название посёлок получил от ручья, стекающего в одноимённую бухту Святоносского залива. Находится ручей между старым посёлком (Гремихой) и новым (Островным), как раз рядом с Больничным городком. В старину поморы все шумные порожистые ручьи называли «гремихами». К слову, на Кольском полуострове есть ещё река Гремиха в Терском районе и небольшая речка Гремяха недалеко от Колы. Островной появился уже в послевоенное время, исключительно как военная база, и получил название от гряды Иоканьгских островов, удобно прикрывающих его от Баренцева моря.
Оба посёлка находятся в 400 километрах к востоку от Мурманска на стыке Баренцева и Белого морей. Причём граница эта – зримая. Цвет воды и её прозрачность на параллели мыса Святой Нос меняется буквально на глазах. Подобное происходит от встречи двух течений – мощного приливно-отливного Беломорского и Мурманского ответвления известного Гольфстрима. От столкновения водных масс случается ещё одна любопытная и неприятная для мореплавателей вещь – Святоносский сулой – бурлящее волнение и водовороты. В древности архангельские поморы, ходившие за треской к Мурманскому берегу, обходили сулой, перетаскивая свои карбасы волоком через мыс сразу в Святоносский залив. На восточном берегу недалеко от оконечности мыса есть губа Волоковая. В 70-е годы там ещё можно было найти следы этого волока. Вероятно, есть они и сейчас.
До Гремихи из Мурманска нет железной и автомобильной дорог, не летают самолёты, и попасть туда можно только морем раз в три дня – на пассажирском теплоходе «Клавдия Еланская». Правда, в 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне Североморское отделение Географического общества СССР организовало пробег по маршруту Гремиха – полуостров Рыбачий на снегоходах «Буран», но это скорее «русский экстрим».
На рубеже 70-х-80-х гг. здесь было 35 атомных лодок, плавремзавод, береговая база по перезарядке реакторов, базировался полк ПВО и бригада ОВР. Не говоря уже о рейдовых делах, гидрографах и связистах. Все четыре дивизии АПЛ были живой историей советского подплава! 17-я дивизия – первые атомные лодки СССР (включая «Ленинский комсомол»). 18-я дивизия – первые ракетные лодки СССР (включая печально известную «Хиросиму»). 41-я дивизия – первые стратегические ракетоносцы СССР (два командира – плавающие контр-адмиралы!). 3-я дивизия – первое соединение торпедных АПЛ СССР. В посёлке не успевали строить дома – лейтенанты жили «на железе». По прикидкам, здесь было около 40 тысяч населения.
Помню, зимой часто отменяли занятия в школе из-за штормового предупреждения. Или не выпускали из школы без сопровождения старшеклассников. Один офицер внушительной комплекции при 100 кг веса (ходит в ватнике – военные поймут) рассказывал, что если дует попутный ветер, то моментами он чувствует невесомость и при этом бежит на цыпочках. А при встречном – на нём можно лежать. Со стороны смотришь (из-за угла дома, допустим, где не задувает) – человек под углом градусов 45-50 к земному шару идёт со скоростью 5-10 шагов в минуту. Правда, ветер – он тоже порывами. В этот момент надо успеть выбросить вперёд ногу.
Часто находили раненых бакланов. Тоже не всегда справляются. Иногородние, наверное.
У фасада Дома офицеров при строительстве была сооружена дополнительная стена. Что-то вроде «ветролома». Проект типовой – точно такие Дома стоят в Заозерске и Гаджиево, но там таких стен я не видел. Раньше она использовалась в рекламных целях – на ней всегда висели афиши кинофильмов. Сейчас стена гнетёт своей пустотой. Видимо, ДОФ перестал быть центром культуры. На четвёртом этаже кафе сдали в аренду частникам – теперь там распивочная «Багира», знаменитое своими пьяными разборками.
Во времена флотилии в ДОФе был организован Музей ИВМБ. Со временем он получил статус филиала Музея Северного флота, и в нём был уникальный экспонат – пушка XIX века, каким-то чудом оказавшаяся на Святом Носу! В Доме работали радиоузел, фотостудия «Нептун», Шахматный клуб, клуб филателистов, ансамбль народного танца, множество мелких кружков и курсов. При нём существовали оркестр и вокально-инструментальный ансамбль, устраивались концерты художественной самодеятельности, КВН, всевозможные тематические вечера, конференции. Офицеры не стыдились блистать своими талантами. Иногда даже известные артисты приезжали – в начале 70-х, сразу после выхода на экраны «Большой перемены», в Островном побывал «Нестор Петрович» - Михаил Кононов. Что артисты! В июле 1962 года государственные награды экипажу «Ленинского комсомола» Никита Сергеевич Хрущёв вручал именно здесь. В июне 1967 года по пути из Мурманска в Архангельск в Островной на крейсере «Мурманск» заходили Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин.
К слову, до образования флотилии в Гремихе существовала своя студия телевидения. В советское время в не областном городе – собственная студия! Потом, в 1974 году, из соображений секретности (супостат всегда перехватывал все наши сигналы) её закрыли.
Из Мурманска сюда ходили четыре пассажирских «парохода», практически через день. Вспомнить только знаменитый «Вацлав Воровский», который отходил в Гремиху около 20 лет.
Ни один гарнизон подводников на Северном флоте не пострадал так сильно от перестройки и всего последующего, как Островной. При Советском Союзе в строительство города и базы вкладывались миллиарды рублей, а сейчас добрая половина Островного, весь «Верхний посёлок», стоит как Грозный после штурма – в окнах даже рам нет, а по стенам как из пушек палили.
Дом офицеров и площадь перед ним