Приветствую вас, камрады-классиководы!
Вот наконец-то сподобился я установить полученный еще в начале сентября ТОРН модели 33.3702-31.
Первым делом поставил изрядно подсаженный аккумулятор (12.1-12.2 В) на зарядку.
Начал я, как и планировал, со снятия и осмотра генератора. В принципе, для установки ТОРНа, демонтаж гены не требуется, достаточно снять РН, но у меня были опасения, что с ним что-нибудь не в порядке. О последовательности демонтажа генератора рассказывать не буду, наверное, все знают насколько это "приятная" работа, учитывая что работал я без ямы, на земле.
Генератор снят, лежит передо мной на столе. Модель 9412.3701, 21214-xxxxx, 14 В 80 А, пр-во КЗАТЭ. Снял пластиковую крышку, ничего криминального в общем не обнаружил: клеммы чистые, затянуты хорошо. Изрядно корродировала алюминиевая подкова, по краям глубокие раковины, но это, по идее, на работу не влияет. Раз уж разобрал, прозвонил по мурзилке все диоды, обмотки и обмотку возбуждения-все оказалось в норме. Покрутил ротор-вращается свободно, без заеданий и шумов. На этом, порешив, что генератор исправен, собрал все в обратном порядке, зачистив на всяк случай клеммы и затянув их и занялся переделкой щеточного узла. Штатный РН у меня был установлен Я2112ЕН4. Переделка щеточного узла заключается в откусывании выводов РН от щеток и припаивания двух длинных проводов к щеткам. Припаял, одел термоусадочные трубки, провода вывел через отверствие в крышке, помеченное W. Далее установка генератора на место (тоже "приятная" работа
), провода от щеток проложил по штатной косе пластиковыми хомутиками.
Теперь, собственно, монтаж самого ТОРНа. Здесь особо расписывать не буду, нюансов, в общем, не много. В инструкции (хоть и не очень подробной) все расписано и на блоке ТОРН все провода промаркированы. Провода скручивал, пропаивал и изолировал термоусадкой. Место для блока ТОРН луше выбрать в непосредственной близости от аккумулятора, в противном случае придется наращивать провода датчика температуры и массы, а они уже с клеммами и разъемами. Я закрепил блок болтом с гайкой за одно ухо на кронштейне, где крепится масса к кузову, над правой фарой. Не ахти, конечно, но думаю, не отвалится-блок маленький и легкий.
Следующий нюанс заключается в выборе точки съема питания ТОРНа и обмотки возбуждения. В инструкции указана некая абстрактная "любая цепь после выключателя зажигания, но не цепь системы зажигания". Это привело меня в легкое замешательство, поэтому решил сделать так: подать питание непосредственно с плюсовой клеммы аккумулятора через реле. Взял обычное 4-х контактное реле 12 В 30 А с ухом для крепления, закрепил на шпильке возле бачка омывателя и через соединительную колодку подал на реле + с аккумулятора, + с замка зажигания, массу и провода питания ТОРНа и ОВ. Таким образом, при включении зажигания срабатывает реле и подает питание.
Провод "Коррекция" пока подключать не стал, присмотрюсь как будет работать ТОРН, потом сделаю может быть.
Итак, ТОРН подключен, что же в итоге? Сделаю небольшое отступление по поводу-что я имел со штатным РН. При заводке на холодную 13.7-13.9 В, с прогревом 13.0-13.2 В, это без потребителей. При включении, например, ближнего света, вентилятора 1 ск-ть и обогрева заднего стекла (обычный набор для зимы), оставалось всего 12.3-12.5 В, а при срабатывании "карлсона" меньше 12 В. :-(
Ключ на старт и бегом с мультиметром к аккумулятору!
Температура на улице +8.
При заводке на холодную 14.0-14.1 В.
Тут же навключал все, что можно: ближний свет фар, ПТФ 2x55 Вт, вентилятор 2 ск-ть, обогрев заднего стекла, (магнитола, БК-само собой) - 13.9-14.0 В! Пока я на радостях нарезал круги вокруг машины, двигатель прогрелся, обороты упали до холостых и напряжение снизилось до 13.4 В, поддал газку до 1500 об.-снова 14.0 В! :cool: Тут стоит заметить, что замигала контрольная лампа, но это не неисправность, а особенность системы сигнализации ТОРНа, подробно о ней можно почитать здесь
http://adam-ae.narod.ru/Control.htm.
Поехал с дачи, где занимался всем этим действом, домой. По мере прогрева подкапотного пространства (и аккумулятора), напряжение установилось 13.8 В. На ХХ, если включен только ближний - 13.7 В, если что-то еще - 13.6-13.4 В, но стоит газануть, возвращается на 13.8 В.
Кстати, пока ехал, отметил интересную особенность, с ТОРНом, правда, как мне кажется, не связанную-стал как-то ровней температурный режим двигателя. Т.к. ехал в воскресенье вечером, на Киевском шоссе была одна сплошная пробка-километров 20 ехал на 1-2-й передаче и "карлсон" не включился НИ РАЗУ. Температура двигателя по БК-95-97 градусов. Раньше даже в мороз "карлсон" постоянно срабатывал. Видимо ремешок у меня был не дотянут, а тут натянул как следует.
Из маленьких недостатков стоит отметить только относительно немаленькую стоимость-вместе с пересылкой из Таганрога в Питер ТОРН обошелся в 630 руб. Про надежность говорить пока, конечно, рано, будем надеяться, что не подведет.
В итоге: я доволен на 100%, то что я ожидал, ТОРН демонстрирует. Будут вопросы, постараюсь ответить.