Вот ещё нашел, если непонятно просреднее положение.
Владельцы “жигулей” порой недоумевают: машина едет прямо, а руль несколько повернут, хотя сход-развал недавно отрегулировали на компьютерном стенде. В чем дело?
В подобном случае одни советуют переставить руль на шлицах вала, другие – проверить длину рулевых тяг (она ведь должна быть одинакова?). Кто прав?
Неправы те и другие. Рулевой редуктор “Жигулей” устроен таким образом, что зазор в зацеплении минимален лишь при среднем положении рулевой сошки; при поворотах колес на большой угол возникает значительный люфт в рулевом управлении, до 50–60 мм по ободу рулевого колеса (вот почему люфт положено измерять лишь в положении колес “прямо”). Однако руль сильно поворачивают только на небольших скоростях, большую же часть пути автомобиль движется почти прямолинейно. Таким образом, при максимальных углах поворота колес люфт в редукторе практически не сказывается на управляемости. Иначе обстоит дело, если колеса стоят прямо, а сошка не находится в среднем положении. В этом случае повышенная “свобода” в рулевом управлении может возникнуть уже при движении по прямой, а в левом и правом поворотах машина будет вести себя по-разному; в частности, крутить баранку в одну сторону станет труднее, чем в другую.
На “жигулях” первых выпусков рулевое колесо устанавливалось на вал только в одном положении (на валу – сдвоенный шлиц, на руле – сдвоенная впадина, как в сочленении вала с редуктором), но уже с 80-х годов баранку можно ставить в любое положение (сдвоенный шлиц делать перестали). На заводе рулевое колесо устанавливают так, что при среднем положении сошки спицы расположены горизонтально. Поэтому, если вы не переставляли руль, любое отклонение спиц означает, что сошка сместилась от среднего положения. В этом случае правильную регулировку схождения следует начинать с установки сошки прямо (спицы руля – горизонтально). Если же руль переставляли, ориентируйтесь непосредственно по сошке: она должна быть параллельна продольной оси автомобиля. В автосервисе это проверяют специальным шаблоном, обеспечивающим равные расстояния от переднего и заднего упоров сошки до соответствующих болтов крепления рулевого редуктора к лонжерону. Когда сошка установлена правильно, выставляют схождение колес (руль при этом не поворачивать!). Кстати, совершенно не обязательно, что длина рулевых тяг окажется одинаковой: по-разному обминаются сайлент-блоки, да и сам рулевой редуктор, возможно, установлен с некоторым смещением (за счет дистанционных шайб между его корпусом и лонжероном) для соосности с рулевым валом (за исключением ВАЗ-2104, 2105 и 2107, где вал с карданными шарнирами).
Все вышесказанное относится только к “классике”. На “самарах”, где механизм реечный, небольшое смещение спиц руля в ту или иную сторону от среднего положения допустимо, лишь бы при повороте колес до упора шестерня не выходила из рабочей зоны рейки. Если мастер ограничился регулировкой только одной тяги, не трогая другую (что в данном случае как исключение допустимо), руль обязательно “уйдет”. Кстати, на некоторых иномарках с реечным редуктором предусмотрена регулировка только одной из тяг. Как правило, при исправных элементах подвески после регулировки схождения смещение руля весьма незначительно.