http://autorambler.ru/journal/events/23.06.2009/560951598/
Журнал / События
Сотрудников ДПС активно оснащают новыми камерами и радарами, призванными усилить контроль за скоростью и в то же время устранить «человеческий фактор» в оценке скорости. Однако последнее удается с трудом: многие водители по-прежнему вынуждены через суд оспаривать выписанные штрафы.
На вооружении у российской ГИБДД находится целый перечень стационарной и мобильной техники, фиксирующей скорость. Список сертифицированных измерителей скорости перечислен на официальном сайте Верховного суда РФ (в обзоре судебной практики за III квартал прошлого года).
В зависимости от типа радары могут функционировать на большом расстоянии от самого поста ДПС, передавая сигнал по радиосвязи. Многие из них снабжены подсветкой, позволяющей фотовидеокамере фиксировать госномера машин-нарушителей даже в темное время суток.
Единственный способ для водителя проверить, сертифицирован ли прибор, – потребовать сертификат. В случае если остановившие автомобилиста сотрудники ГИБДД не могут или отказываются предъявить документ – это автоматически означает, что никуда полученные с его помощью данные отправляться не будут, а сама техника используется исключительно для вымогательства денег, считают эксперты.
Впрочем, даже сертифицированная техника может показать нужный милиционеру результат. У большинства измерителей скорости имеется несколько режимов работы. К примеру, мобильные измерители могут работать в стационарном режиме и в режиме движения. В случае если автомобиль ДПС стоит, а на установленном на нем радаре включен режим движения, – вполне аккуратно движущемуся автомобилю можно «накинуть» скорость и зафиксировать превышение. Неправильно измерять скорость и датчиком, включенным в стационарном режиме, в едущей машине ДПС.
Еще один распространенный способ «накидывания километров» – изменение фокусного расстояния. У любого комбинированного радара (измеритель скорости + камера) при определенном режиме назначается определенное фокусное расстояние до автомобиля. Если его намеренно разбалансировать, камера может заснять один автомобиль, а измеритель скорости «поймать» другой. «В некоторых случаях угол охвата измерителя таков, что захватывает даже движение по встречной, – отмечают президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – То есть итоговые показатели скорости зависят от опытности инспектора».
Даже если сотрудник ДПС физически находится в полутора километрах от радара, он может использовать автоматическую систему контроля как средство вымогательства. Остановив водителя и продемонстрировав ему ретранслированный с камеры на ноутбук фотоснимок автомобиля с показателями скорости, сотрудники ДПС нередко предлагают нарушителю удалить ее из памяти прибора за вознаграждение.
По мнению специалистов, проблема состоит еще и в том, что распознание «кривого» прибора на месте невозможно. Единственный способ – довести дело до суда. Здесь обвиняемый в нарушении имеет право требовать направить запрос на завод-изготовитель: правильно ли радар использовался в данном случае? Во многих случаях завод отвечал: скорее всего, была допущена ошибка эксплуатации, поэтому доверять показаниям не следует. Только в таком случае штраф отменялся.
Способов бороться с неправильно используемой техникой, применяемой ГИБДД, немного. Исключение составляют так называемые «глушилки», но их приобретение и использование официально запрещено. В случае если нарушителя поймают с этим прибором, он должен будет заплатить штраф. Есть детекторы радаров, которые предупреждают о том, что впереди устройство, которое измеряет скорость, за 600 метров в городе и за 2 километра на трассе. Прочие «народные» средства для борьбы с радарами – отражающие «китайские пленки» на номерах, лазерный диск на зеркале заднего вида, фольга на дисках или на корпусе, радикальный черный цвет кузова – формально в России не запрещены, но и не эффективны.
В настоящее время Коллегия правовой защиты автомобилистов готовит несколько обжалований по показаниям автоматических средств фиксации нарушений скоростного режима. «Радары – измеритель скорости плюс фотовидеокамера. Для их использования необходима двойная сертификация – измерительного прибора и камеры. Так вот, нынешние радары в качестве фотовидеотехники не сертифицируются. В этой связи у водителей, привлеченных за нарушение, есть основания оспаривать выписанные им штрафы», – сообщил Травин.
Текст: Виктор Мараховский.