Вопрос происхождения киргизов является одним из наиболее спорных и сложных в этнической истории Средней Азии, так как он сопрягается с древними реалиями Южной Сибири, Монголии и Китая. Для удобства восприятия сначало оговорю термины. В главе будет использоваться, если можно так выразиться, старое официальное название среднеазиатских кыргызов - "киргизы", тогда как под названием "древние кыргызы" будут подразумеваться насельники Минусинской котловины, создавшие в 840 году Кыргызский каганат.
Существует множество гипотез, теорий, пытающихся пролить свет на проблему происхождения киргизов, причем самая первая принадлежит выдающемуся казахскому ученому XIX века Чокану Чингисовичу Валиханову. Опираясь на его теорию, казахские ученые Маргулан А.Х. и Хасанов А. пришли к выводу о том, что киргизский политический союз сложился в IX-X вв., в районе Урумчи и к северу от Турфана. Позже откочевка некоторых сильных родов и племен на Тянь-Шань дает толчок к образованию народности, получившей имя этих переселившихся групп, - "киргиз". Эта теория получила условное название "аборигенной".
Вписывающуюся в рамки этой "аборигенной" теории концепцию происхождения киргизов создает Бернштам А.Н. Суть - многоэтапное переселение киргизов с Енисея на Тянь-Шань в течение 1300-1400 лет.
Большой специалист по киргизской истории, ученый Абрамзон С.М. попытался увязать происхождение киргизов с этническими процессами Центральной Азии, Сибири, Средней Азии и Казахстана и пришел к выводу о взаимосвязи автохтонных и пришлых племен в процессе формирования киргизской народности.
Заслуживает внимания и версия Худякова Ю., согласно которой древние кыргызы в период, названный Бартольдом В.В. "эпохой кыргызского великодержавия", были разделены на две части: енисейскую и восточнотуркестанскую, последняя и послужила ядром в формировании киргизов.
Можно было бы отметить и другие теории, касающиеся происхождения киргизов, но упомянутых достаточно, чтобы подчеркнуть многогранность самого процесса становления этноса, его сложность и в то же время уникальность. Не подлежит сомнению факт преемственности от древних кыргызов к современным киргизам, есть много схожего в материальной культуре, и этой проблеме посвящено много монографий. Говорить о том, что киргизы явились продуктом объединения непонятных никому осколков центральноазиатских племен и что они якобы взяли этноним великого соседа (в данном случае - кыргызов Енисея), на мой взгляд, по крайней мере, глупо. Все теории о древнехакасском государстве с господствующим племенем древних кыргызов не выдерживают критики. Но то, что и киргизы, и современные хакасы являются потомками древних кыргызов, безусловно.
В этой главе будет сделана попытка осмысления и обозначения лишь одной "грани" процесса этногенеза киргизов. Это формирование киргизского народа во взаимосвязи с этнической историей кыпчакского круга племен, в частности, восточной их части.
Первооткрывателем этой проблемы заслуженно назову Константина Ивановича Петрова, имеющего свой, оригинальный взгляд на вопрос происхождения киргизов. Его гипотеза строится на том, что киргизы формируются в I тыс.н.э. на основе кимакско-древнекыргызских племен Енисейско-Иртышского междуречья. В XV веке эти племена, по мнению Петрова К.И., большим потоком заселяют Тянь-Шань. Эта гипотеза критикуется Караевым О. и Абрамзоном С.М. Научная полемика касается целого ряда вопросов, но тем не менее, ясным становится одно: не подлежит сомнению факт активного участия кимакско-кыпчакских племен в этногенезе киргизов.
Изучение кыпчаков позволило мне осознать их значимость в процессе фрмирования киргизов. Ведь именно в среде кыпчакских племен вызревает то ядро, вокруг которого и объединяется тот конгломерат тюрко-монгольских родовых объединений, осознавший себя в определенный период единой общностью с ярко выраженным автоэтнонимом "киргиз".
таки у нас будут поггомы?
История спасла киргизов
Киргизы - один из древнейших горных народов. Впервые этноним "кыргыз" зафиксирован в китайских хрониках под 201 годом до н.э. Но предки кыргызов - саки, гунны, усуни своими корнями уходят в еще более седую древность. В свое время кыргызы жили на Енисее, а потом перебрались на Тянь-Шань.
В конце первого тысячелетия до новой эры существовали три государства, непосредственно связанных с историей Кыргызстана: царство Давань (в Фергане), государство Усунь (территория северного Кыргызстана и южного Казахстана) со столицей Чигу (ныне под волнами Иссык-Куля. И страна (владение) кыргызов (последнее утверждение - на территории Восточного Тянь-Шаня).
Все три государства в той или иной степени были связаны с историей мощной кочевой державы гуннов. Основные сводки о них содержатся в "Исторических записках" ("Ши цзи") отца китайской историографии Сыма Цяня. В их основе лежат сообщения китайского дипломата, первооткрывателя Великого Шелкового пути Чжан Цяня, посетившего эти государства во II в. до н.э.
Именно через гуннскую державу кыргызы усвоили основополагающие принципы государственности.
Процитируем самый ранний китайский источник ("Ши цзи" Сыма Цяня) о древнекыргызском государстве (в переводе русского синолога нач. XIX в. Н.Я. Бичурина) о событиях 201 г. до н.э.:
"При Модэ Дом хуннов чрезвычайно усилился и возвысился... Впоследствии на севере они покорили владения Хуньюй, Кюеше,
Динлин, Гэгунь и Цайли".
Гэгунь - китайская транскрипция этнонима и государства Кыргыз.
Правление Модэ (Маодуня) - Огуз-хана стало важной изначальной вехой в истории киргызского народа: в китайской летописи был впервые упомянут этноним "кыргыз". В 201 г. до н.э. Огуз-хан двинул свои орды на запад и завоевал владение Гянь-гунь. Это скупое упоминание трудно переоценить. Как бесспорно установили ученые, гяньгунями (варианты: гэгунь, цигу, кигу) китайцы называли древних кыргызов. Благодаря ему мы знаем, что еще в конце III в. до н.э. уже существовало государство Кыргыз.
Упомянутые государства, естественно, отличались от современных. Они находились на ранней стадии становления, но обладали уже основными институтами государственности.
Второй этап: Государство енисейских кыргызов (VI-III вв. н.э.) - уже более полно освещено источниками.
Источники VIII в. свидетельствуют об активной внешнеполитической деятельности Кыргызского каганата на Енисее.
Кыргызское великодержавие не было продолжительным. В X в. из завоеванных земель кыргызы удерживали только Алтай и Джунгарию как плацдарм для контроля над богатыми оазисами Восточного Туркестана.
В 1293 г. по приказу Хубалая монгольские войска вторглись в Минусинскую котловину, разгромили войско кыргызов. Правящая элита кыргызов была уничтожена, государство енисейских кыргызов ликвидировано окончательно, а сами они растворились в составе иных тюркских племен, занимавших территорию от Енисея и Алтая до Тянь-Шаня.
таки у нас будут поггомы?
считаете, что войны, и гражданской войны в том числе, не будет. Какая разница, чего я хочу, а чего - нет, когда война идет не первый год, и конца не видать
Власть меняют, кроме революции: а) Выборами (наиболее известные - Гитлер, Сальвадор Альенде, Маурисио Фунес); б) Дворцовыми переворотами (большая часть Цезарей, немало русских царей); в) Интервенцией в ходе войны (куда не плюнь, везде было); г) Религиозными и идеологическими реформами (Латинская Америка, Корея, Дальний Восток); д) Военными переворотами (куча примеров в Латинской Америке, Древнем Риме).
... Международный опыт нам не подходит ...
...
С хрена ли?
... Слышь,умник, ты бы не умничал. ...
... Твои красивые слова ты позабудешь вмиг,как только к ТВОЕМУ горлу будет приставлен ножичек, или вилы воткнуться в твой бок ...
... юшки ему пля захотелось ...
... Фрижа, ты реальный дебил Хотя и ученый
Но , смотрю опыт русских революций тебя ничему не научил Вспомни-ка, кого братишки-матросики в 1917 году в первую очередь шманали и вешали???
Да вот таких вшивых интеллигентов , как ты Ищущий да обрящет
и проводя политику ликвидации русского народа как нации.
ваши предложения коллега?
Язычник, сьезди в Белоруссию
[Fred], как я понимаю мы с тобой из одного города. Видел несколько раз твою машину.
Хочу услышать твоё мнение через пару лет. Когда в нашем городе построят мечеть и она начнёт активную работу.
а в ответ услышишишь "Киль-Баса бельмелек чок? Киль-Басы кирдык бюльмюльдыг?"
[Fred], как я понимаю мы с тобой из одного города. Видел несколько раз твою машину.
Хочу услышать твоё мнение через пару лет. Когда в нашем городе построят мечеть и она начнёт активную работу.
Ну и что предлагаешь делать?
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы