Цитата:Автоваз будет «тюнинговать» свои модели
Существуют словосочетания, чрезвычайно режущие слух и заставляющие вздрогнуть организм, хотя ничего особо странного в них нет. Например, грузинский спецназ, киргизские политологи, гвинейские аналитики. Оксюморон? В этом же ряду удивительных сущностей находится «фирменный стиль АвтоВАЗа». С точки зрения работников завода, он есть. С обывательской – вроде бы нет.
Но вот в порыве стремления к светлому завтра на ВАЗе затевается новая дизайн-студия, при чем подальше от засмеянного в анекдотах места производства, т.е. не в Тольятти, а в Москве. Но и родную заводскую коллекцию неудачников не разгонят и приспособят к делу и будущие клоны Рено начнут страстно созидать сразу два центра творческой мысли, изнуряющие нас последствиями своей фантазии.
За 40 лет существования ВАЗ сделал лишь одну машину приемлемого вида – Ниву. Остальное либо прямое следствие патентного права, либо неудача.
В свое время один из выгнанных на свободу главных дизайнеров – Синельников – представлял публике на московском автосалоне очередную серию собственных достижений. Журналист центральной газеты спросил у него напрямую – А не стыдно ли ему за содеянное, например, за ВАЗ 2110? На что Синельников гордо молвил «2110 выполнена в стилистике биодизайна и ее время еще не наступило». Хотя на тот период эпоха биодизайна уже подошла к концу, но, видимо, в Тольятти свои часы и свой отсчет времени. Зато Синельников ревниво пожаловался, что замечательные стилевые решения его Десятки похитила Ауди, использовав их на модели А6. А еще главный творец ужасов похвастался, что у него самая большая дизайн-студия Европы, обогнавшая по числу работников даже Pininfarina. Видимо, число для ВАЗа важней уменья и, следовательно, тольяттинский дизайн прогрессивней итальянского.
С тех пор дизайнеры на ВАЗе менялись, а уродство автомобилей оставалось. Нетвердо стоящая на ногах Калина и выпученная Приора красуются в общем ряду неудач и в этом смысле действительно представляют собой некий общий стиль, хотя назвать его фирменным трудно, поскольку их облик больше похож на генетический сбой, чем на проявление вкуса.
Возглавит новую структуру с московской пропиской Евгений Лобанов, тот самый сменщик Синельникова, под чьим руководством были созданы Kalina и Priora. А инициатором затрат на созидание нового облика подальше от места действия стал недавно переведенный из главных конструкторов в вице-президенты по техническому развитию «АвтоВАЗа» Евгений Шмелев, известный своим письмом к Путину об утрате последней в стране компетенции по созиданию отечественных автомобилей.
Чем и на какие деньги будет заниматься московский филиал непонятно. На сегодня все перспективы упираются в новые бамперы для различных Renault тольяттинской сборки. Чтобы их придумать нужен один студент, а не два дизайн-центра. Но, возможно Шмелев с Лобановым надеются на скорое изгнание французов с родного завода. И тогда они вернутся к прежней жизни, и продолжат созидать уже в двух городах позавчерашний день в убогой упаковке, убеждая всех и себя, что самый прогрессивный завод в мире – Волжский дважды автомобильный.
Сергей Асланян
Вести Fm, Сегодня, 08:42