Не желает отставать от федеральной бюрократии и обновленная старая московская кратия. Ей удалось завысить транспортный налог в 2 раза по отношению к среднему по стране уровню, и она не собирается сдавать завоеванные позиции.
О структуре начислений по транспортному налогу в Москве можно судить из отчета по форме № 5-ТН Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, который можно скачать с сайта УФНС по ссылке
http://www.r77.nalog.ru/document.php?id=263610&topic=Stat_nal_otchet77. Аналогичный отчет по форме № 5-ТН по РФ в целом можно скачать по ссылке
http://www.nalog.ru/document.php?id=27443&topic=stat_otch с сайта ФНС России.
Количество транспортных средств в Москве, по которым начислен транспортный налог за 2009 год (по сроку уплаты в 2010 году), без учета льготников составляет 3,19 млн. единиц. По ним начислен транспортный налог на общую сумму 13,9 млрд. руб., то есть в среднем 4 360 рублей на транспортное средство.
Аналогичные показатели по РФ в целом выглядят следующим образом: количество транспортных средств без учета льготников составляет 38,99 млн. единиц, по ним начислен транспортный налог за 2009 год на общую сумму 84,83 млрд. руб., то есть в среднем 2 176 рублей на единицу. Сравнение этого среднего по стране с московским показателем свидетельствует о том, что в среднем за свое транспортное средство москвич платит в два раза больше.
Это означает, что с каждого транспортного средства московское правительство получает вдвое больше доходов, и на каждое транспортное средство должно приходиться вдвое больше километров городских дорог, вдвое меньше пробок и так далее. Однако наблюдается обратная тенденция, в связи с чем возникает вопрос: куда уходят наши налоги?
Кроме транспортного налога, московский бюджет получает из консодидированного бюджета часть поступлений акцизов на нефтепродукты согласно нормативам их распределения между регионами. Эти нормативы определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете.
В 2010 году между регионами распределяются все 100% поступлений акцизов на нефтепродукты, причем доля Москвы определена в 4,4232%. Бюджетом города Москвы на 2010 год предусмотрены доходы от поступления акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла из консолидированного бюджета РФ в сумме 6,95 млрд. рублей.
Согласно новому федеральному закону, в связи с возрождением дорожных фондов и созданием госкорпорации «Росавтодор», часть поступлений акцизов будет направлена в федеральный бюджет: в 2011 году по нормативу 30%, в 2012 году по нормативу 23%, в 2013 году по нормативу 28%. Соответственно между бюджетами субъектов Российской Федерации будут распределены в 2011 году 70%, в 2012 году 77%, в 2013 году 72% поступлений от уплаты акцизов.
При этом доля Москвы в 2011 году сократится до 4,4052%, а в 2012 году возрастет до 5,5633%, в 2013 году – до 5,9493%. Следовательно, в 2011 году от увеличения акцизов московский бюджет едва ли получит хотя бы 20% дополнительных поступлений, но что-то все-таки получит. В проекте бюджета Москвы на 2011 год, который пока доступен по ссылке
http://www.duma.mos.ru/cgi-bin/prj_txt?vid=1&viddoc=1&unom=2641 на сайте Мосгордумы, предусмотрен рост доходов от поступления акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла из консолидированного бюджета до 8,27 млрд. руб., то есть на 19% по отношению к 2010 году.
Казалось бы, по логике не должны московские власти в 2011 году снижать транспортный налог, ведь они не получают компенсацию за счет роста акцизов. Но дело в том, что в 2011 году в городской бюджет поступит транспортный налог, начисленный за 2010 год. То есть в 2011 году поступит транспортный налог в полном объеме, и его компенсация не нужна.
А вот в 2012 году в московский бюджет поступит не менее 6 млрд. руб. дополнительных доходов от уплаты акцизов, что с учетом их роста в 2011 году составит их увеличение не менее чем на 7,32 млрд. рублей. Это соответствует 75% от запланированной в проекте бюджета Москвы на 2011 год суммы поступления транспортного налога, которая составляет 9,696 млрд. рублей.
Это означает, что даже завышенный в два раза транспортный налог будет на три четверти компенсирован дополнительным поступлением акцизов. Поэтому транспортный налог и в Москве тоже с 2011 года должен быть отменен, или, как минимум, снижен на 75% – до 25% действующих в настоящее время ставок.
В 2013 году дополнительные поступления акцизов в московский бюджет удвоятся, что перекроет в 1,5 раза поступления транспортного налога. Это означает, что к 2012 году транспортный налог должен быть отменен в безусловном порядке.
Основные аргументы московских чиновников против замены транспортного налога увеличением акцизов состоят в том, что поступления транспортного налога все время растут вследствие увеличения количества автотранспорта в Москве, поэтому поступления транспортного налога не будут компенсированы ростом поступлений от уплаты акцизов.
Однако, во-первых, очень даже будут компенсированы, как это и показано выше. Во-вторых, это проблема не граждан-налогоплательщиков, а городских чиновников, которыми транспортный налог в Москве завышен в два раза. Именно поэтому увеличение акцизов на 3 рубля за литр перекрывает поступление транспортного налога в Москве только в 1,5 раза, а не в 3 раза, как в среднем по стране.
В-третьих, рост автопарка приводит к росту потребления топлива и увеличению поступления акцизов, которое превышает возможный рост транспортного налога. Наконец, в-четвертых, аргументы чиновников не находят подтверждение в бюджете города Москвы. Рост поступлений транспортного налога в проекте бюджета на 2011 год (9,696 млрд. руб.) по отношению к бюджету Москвы на 2010 год (9,35 млрд. руб.) составляет всего 3,7%.
Если сравнить суммы поступлений транспортного налога в бюджет Москвы с тем, что начислено налоговыми органами (форма № 5-ТН), можно предположить, что собираемость транспортного налога не превышает 70%. То, что московские чиновники, формирующие городской бюджет, учитывают реальные цифры – это, конечно, хорошо. Но возникает вопрос: зачем нам нужен налог, который уплачивают, фактически, только добровольцы?