РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ КАТИТСЯ ПОД ОТКОС
Заводы начали избавляться от своих рабочих
В российской автомобильной отрасли снова кризис. Началась волна сокращения кадров. О массовом увольнении работников объявил Ижевский автомобильный завод ("ИжАвто"). Как выяснили "Известия", практически все автозаводы, представляющие отечественное автомобилестроение, тяготеют к сокращению штатов. На заводах это объясняют экономическими причинами - удорожанием металла и комплектующих. Но на самом деле сокращения - очередное свидетельство масштабного кризиса нашего автопрома. Ведь автозаводы, работающие в аналогичных условиях, но выпускающие иностранные машины, увеличивают штат и объемы производства.
Российскому автопрому, как плохому танцору, все время что-то мешает. По мнению руководства "ИжАвто", российское автомобилестроение работает во враждебной макроэкономической среде: цены на комплектующие в прошлом году выросли более чем на 17%, на газ и металл - соответственно на 20 и 40%. На этом фоне автомобиль "ИжАвто" в прошлом году подорожал на 8,6%. Теперь "ИжАвто" намерен сократить 4 тыс. своих сотрудников - почти половину. Сейчас на заводе трудится 10,5 тыс. человек. Его руководство не скрывает: увольнения - мера, призванная сохранить стабильность экономики предприятия.
Первые "сигналы бедствия" завод начал подавать еще в прошлом году. В середине декабря был остановлен конвейер. Причина - кризис перепроизводства: на складе скопилось 5 тыс. автомобилей разных моделей. С начала 2005 года продажи ижевских машин упали. В результате за три месяца с конвейера "ИжАвто" сошло 18 660 автомобилей против 23 тыс. за тот же период прошлого года.
Сокращение кадров на российских автозаводах и остановка конвейеров - испытанный метод разрешения кризисной ситуации. На Горьковском автозаводе, производящем "Газели" и "Волги", за 4 года численность работающих сократили в два раза - со 100 тыс. до 52,3 тыс. человек. В январе этого года ГАЗ также останавливал конвейер. Официальная причина - завод был против повышения цены на двигатели Заволжского моторного завода. Впрочем, ГАЗ регулярно останавливает легковой конвейер на новогодние праздники. На ГАЗе говорят об оптимизации производства - завод выделяет непрофильные активы в дочерние предприятия. В связи с этим сотрудники завода увольняются и оформляются в дочерние структуры.
Об этом же говорят и на Ульяновском автозаводе, заявляя что сокращений нет. Однако численность работников тоже уменьшилась. Если в прошлом году работало 21 тыс. человек, то сейчас осталось 17 тыс. "Это связано с реструктуризацией завода", - говорит сотрудник пресс-службы УАЗа Игорь Крупенников. Согласно западной технологии, которой придерживается владелец УАЗа - "СеверстальАвто", на одного работника автозавода должно приходиться 5-8 собранных автомобилей. На УАЗе на одного сотрудника приходится только по 2-2,5 машины. Поэтому источники "Известий" на УАЗе не исключают возможности сокращений. "Не думаю, что в результате автозавод начнет избавляться от "лишних" сотрудников. Хотя какие-то сокращения, разумеется, будут", - сказала "Известиям" руководитель пресс-службы "СеверстальАвто" Зоя Каика.
На АвтоВАЗе "Известиям" заявили, что сокращать штат не планируют. Однако субботняя смена на заводе отменена. Людей поможет сохранить запуск новой "Калины", считает замдиректора по связям с общественностью АвтоВАЗа Александр Громков. По его словам, годовой план в первом квартале был пересмотрен в сторону увеличения на 40 тыс. машин. Но в итоге от этого решили отказаться и остановиться на 700 тыс. автомобилей. "Кризис - слишком громкое слово", - заявил Громков. Однако аналитики с этим не согласны.
"Кризис, безусловно, есть", - полагает аналитик ФК "Уралсиб" Кирилл Чуйко. По его словам, плачевная ситуация в автопроме объясняется тем, что по стоимости наши машины приближаются к иномаркам нижнего ценового сегмента. "Они начинают конкурировать с иномарками, но преимуществ у них немного. А люди стали предпочитать качество и согласны заплатить больше", - говорит Чуйко.
По его словам, основными направлениями развития российского автопрома должны стать улучшение качества, оптимизация затрат и, безусловно, расширение сотрудничества с иностранными производителями. Судя по всему, это уже поняли владельцы российских заводов. Так, например, нижегородский губернатор Геннадий Ходырев, который тесно дружит с владельцем ГАЗа Олегом Дерипаской, недавно заявил: "Мы предпочитаем, чтобы "Тойота" разместила совместное производство на ГАЗе".
Еще одним доказательством кризиса отечественного автопрома и несостоятельности объяснений, что во всем виновата экономика, является деятельность автозаводов, специализирующихся на сборке машин иностранного производства. На калининградском "Автоторе", сотрудничающем сегодня с KIA, General Motors, Hyundai и BMW, намерены расширять производство. Всеволжский завод "Форд" год назад перешел на трехсменный режим работы, увеличив за три года численность сотрудников в 2,5 раза. По словам менеджера по связям с общественностью завода Екатерины Кулиненко, за первый квартал 2005 года рост продаж питерских "Фордов" составил 37%, и сейчас компания изыскивает возможности по увеличению производства. Комментировать ситуацию в отечественном автопроме на заводе отказались. "Но мы никогда бы не согласились выпускать российский автомобиль", - говорит Кулиненко.
Отдел корсети, отдел экономики
"Калина" пошла в оборот
В понедельник в продажу поступила широко разрекламированная новинка отечественного автопрома - Lada Kalina. За $8,5 тыс. можно получить машину в стандартной комплектации без ABS и кондиционера. Правда, перспективы "Калины" оптимизма у экспертов не вызывают.
Пока "Калину" в широкой продаже не найти. К московским дилерам машины придут в июне-июле, причем без предварительного заказа "Калину" не купишь. Особого разнообразия комплектаций АвтоВАЗ не предлагает. Седан с регулируемой рулевой колонкой, электроусилителем руля, сигнализацией и электроподъемниками передних дверей - без изысков. ABS и кондиционер предусмотрены в качестве опций и, следовательно, за дополнительную плату. На официальной презентации "Калины" представители АвтоВАЗа объявляли, что автомобиль будет стоить в районе $7,5 тыс. Теперь рекомендуемая цена уже чуть больше $8 тыс. Реально, по мнению дилеров, дешевле $8,5 тыс. "Калину" не купишь. Между тем новая Daewoo Nexia ненамного дороже - начиная от $9 тыс.
Как рассказали "Известиям" на АвтоВАЗе, в годовом производственном плане - 20 тыс. "Калин". В 2007 году завод планирует выйти на проектную мощность и производить уже 220 тыс. автомобилей.
На АвтоВАЗе уверены, что сделали первый российский автомобиль европейского уровня, который по качеству сможет конкурировать с иномарками. Однако аналитики уверены в обратном. "Калина" будет конкурировать со старым модельным рядом АвтоВАЗа", - говорит аналитик ФК "Уралсиб" Кирилл Чуйко.
http://www.izvestia.ru/economic/article1798367