Легенды и мифы о КПП
© Федорыч (Атисков Александр, г. Москва)
Про неоспоримое преимущество ГП в КПП.
Нередко в различных источниках приходится читать высказывания типа:
“Замена главной пары открывает возможность улучшить динамику вашего автомобиля не прибегая к форсировке мотора. В городе расход топлива не изменится, на трассе возможно увеличение на 3% при движении с макс скоростью, что несущественно, заметно же улучшится динамика, двигателю будет проще выходить на максимальные обороты, пятая передача станет более рабочей, появиться ровный подхват на всех передачах, станет легче трогаться с места, преодолевать крутые горки, реже придется переключать передачи при спокойной езде или при движении в городском потоке.”
Написано не очень аккуратно, есть спорные моменты, так что без лишних слов можно попробовать посмотреть некоторые моменты на примере практически стандартной машины, Таз-2112 (1.5л, 16v, 92.5 л.с - максимальная мощность при 5600 RPM, 128.3 н*м - максимальный крутящий момент, при 3700 RPM) для двух вариантов главной пары (ГП) – 3.706 и 4.13. Отсечку в 6210 RPM снимем.
Ну вроде бы как по графикам не очень впечатляет, приведем все это в цифирях:
Время прохождения 100 м. [сек] 8.38 8.23
Время разгона до 100км/час 12.74 12.39
Время прохождения 400 м. [сек] 18.82 18.59
Время прохождения 1000 м.[сек] 34.26 34.08
Максимальная скорость [км/чаc](передача) 179.6 (4) 179(5)
Хм, 3.706 в конце концов обгонит 4.13 ("максималка" у нее чуток повыше). Еще момент – если внимательно посмотреть Рис.3 (ускорение-скорость), то можно увидеть, что, например, в режиме эластичности для 2-ой передачи на скоростях до 80 км/час выигрывает ГП 4.13, а выше – уже ГП 3.706. И тут разница может быть в разы - на том же графике видна, например, тенденция, по которой на скоростях 100 км/час стандарту с ГП 4.13 на 2-ой передаче ничего не светит, а 3.706 еще и разгоняется (правда темп этого разгона падает, но тем не менее). Не исключено, что если рассматривать разгон только до 100км/час, то возможно, что 3.706 выиграет на 2-й, пока 4.13 третью втыкать будет. И еще – если на Рис.4 (ускорение-время) имеются практически горизонтальные участки графика (на самом деле они не совсем горизонтальны, просто в таком масштабе все эффекты скрадываются) и это не что иное, как “пилотирование” на грани проскальзывания колес (с учетом динамической развесовки авто и прочего). Так вот эффект этого проскальзывания (срыв колес в шлиф) на паре 4.13 наступает резче (в том числе и по времени) и сильней по амплитуде. Понятно, в расчете “идеальный” пилотаж, а вот за рулем в реальных условиях ошибиться – раз плюнуть и если это произошло, то не исключено, что 3.706 уедет на этом этапе и уже навсегда.
Тем не менее, разница в разгонных характеристиках по-прежнему незначительна. Так что, все восхваления пресловутой ГП 4.13 по сравнению с ГП 3.706 есть ничто иное, как лапша на наших ушах, навешанная тюнинговыми конторами и ничего более?
Можно рассмотреть это дело немного подробнее. Прежде всего, необходимо отметить, что приведенные данные расчетов разгона построены для “фанатичного” разгона – техники ударного переключения передач, немилосердной раскрутке двигателя до 6652-6366 RPM (c 1-й на 2-ю, со 2-й на третью). Эти данные конечно относительно условные (с точностью до принятых данных, ВСХ в первую очередь), но тем не менее, такие режимы вызвать печальные последствия для деталей КПП (шестерни, синхронизаторы, сцепление) буквально через пару-тройку подобных стартов. А что будет, если ограничить обороты двигателя величиной, ну скажем (это я уже навскидку, сознательно выбрал для иллюстрации “наибольшего эффекта ГП”) в 3700 с копейками RPM. Вот результаты такого численного эксперимента:
Время прохождения 100 м. [сек] 9.35 9.18
Время разгона до 100км/час 19.76 18.74
Время прохождения 400 м. [сек] 21.62 21.38
Время прохождения 1000 м.[сек] 39.49 39.38
Максимальная скорость [км/чаc](передача) 39.49 125.2 (5)
Вот, есть эффект, особенно для разгона до до 100 км/час – почти секунда! С другой стороны, если взять испытания на эластичность (40-100 км/час на 2-ой передаче), то 3.706 будет выигрывать в разы! Однако цифры то каковы, сравните с предыдущими значениями, для разгона с “фанатизмом”, что же получается? При разгоне до 100 км/час почти 6-7 секунд выброшено в мусорную корзину, не машина, а телега. Вот цена словам - “заметно же улучшится динамика”.
fed_04.jpg |
Описание: |
|
Размер файла: |
84.1 KB |
Просмотрено: |
111 раз(а) |
|
fed_03.jpg |
Описание: |
|
Размер файла: |
67.35 KB |
Просмотрено: |
123 раз(а) |
|
fed_02.jpg |
Описание: |
|
Размер файла: |
69.72 KB |
Просмотрено: |
113 раз(а) |
|
fed_01.jpg |
Описание: |
|
Размер файла: |
71.9 KB |
Просмотрено: |
112 раз(а) |
|