Цитата:В Соединенных Штатах подошла к концу история с расследованием по обвинению крупнейшего поставщика комплектующих для автомобильной промышленности - японской компании Denso и ее партнеров в нарушении антитрастового законодательства. Как сообщает Los Angeles Times, на протяжении 10 лет топ-менеджеры Denso и нескольких других японских компаний создавали "настоящую сеть заговора, раскинувшуюся от дистрибуторских центров автокомпонентов американской глубинки до корпоративных небоскребов в Токио и европейских городов и позволявшую узкому кругу поставщиков эффективно контролировать 30-миллиардный рынок автокомпонентов".
Звучит как фраза из шпионского романа, но американские правоохранители заявили, что для совершения одного из самых тяжких преступлений в сфере бизнеса — ценового сговора, заговорщики собирались на тайных встречах, где, общаясь на кодированном языке, обсуждали планы по установлению фиксированных цен на автомобильную проводку, топливные датчики, бортовые компьютеры. Сложная схема фиксированных цен и контроля за распределением поставок была создана для работы с Toyota Motor Corp, Honda Motor Co и Subaru. Она позволяла продавать автопроизводителям компоненты по завышенным ценам.
Однако коды и конспирация не помогли. В понедельник Министерство юстиции США объявило, что в результате двухлетнего расследования вскрыло схему. Как заявила помощник Генпрокурора США Шариз Позен, расследование, в ходе которого была вскрыта противозаконная деятельность более чем десятка фирм, "стало крупнейшим делом подразделения по борьбе с нарушениями антитрастовского законодательства".
Рейды, которые агенты ФБР проводили в ходе следствия, затронули практически всех участников рынка — с 2010 года обыски и допросы прошли в офисах Yazaki, Denso, Takai Rica, Furukawa, а в конце прошлого года следователи посетили кабинеты руководителей компаний Lear, TRW Automotive Holdings Corp и Magna International, Inc и всех, кто хоть как-то взаимодействовал с заговорщиками в рамках совместных предприятий или договоров.
По заявлениям властей фирмы, участвовавшие в сговоре, вместе контролируют более 85% мирового рынка электрических автокомпонентов, что дает им возможность полностью управлять ценами на эту продукцию.
Первые результаты уже имеются. Под тяжестью предъявленных обвинений партнер Denso компания Yazaki согласилась признать себя виновной в нарушении "Антимонопольного акта Шермана" и выплатить рекордный $470-миллионный штраф, второй по величине когда-либо уплаченный по подобному обвинению. Понесли личную ответственность и руководители — четверо боссов компании получили тюремные сроки до двух лет. Другой участник заговора - Denso Corp Kariya также согласился признать себя виновным по обвинениям США и заплатить $78-миллионный штраф. $200-миллионный штраф получила Furukawa Electric, трое руководителей которой также должны будут отправиться за решетку.
Конкуренты японцев сдержанно злорадствуют. Так, Логан Робинсон, бывший главный юрисконсульт крупного игрока в мире автокомпонентов - компании Delphi Automotive, ныне занимающийся научной деятельностью, прокомментировал происходящее следующим образом: "Я думаю, много людей в американской промышленности даже без этого следствия и груды доказательств подозревали, что японские поставщики тесно сотрудничают между собой. В японской автомобильной промышленности многие автопроизводители владеют значительными пакетами акций своих поставщиков, что создает основу для "теплых" отношений".
Штрафами в казну и несколькими тюремными сроками дело явно не закончится. Помимо злорадствующих конкурентов, "крови" чрезмерно предприимчивых поставщиков жаждут более сорока американских компаний, объединившихся для подачи иска против Yazaki, Denso и немецкой компании Leoni, которые считают, что "заговорщики" вынуждали их переплачивать за компоненты.
Я не раз встречал мнение, что к примеру Лансер не особо дорог в продаже, но якобы дико дорог в последующем ремонте. Якобы цены некоторых запчастей в дальнейшем сильно удивляют владельца.