Дешёвого бензина не будет.
В январе случилось маленькое бензиновое чудо – ценники на автозаправках несущественно, но все же снизились. Чиновники бодро отрапортовали: правительству удалось заморозить цены на уровне декабря минувшего года. В ответ немедленно прозвучала жалоба нефтяников, которым теперь приходится работать себе в убыток.
Это замечание без внимания не осталось: сразу три министерства к концу марта должны подготовить сценарий, согласно которому нефтяным компаниям будут компенсированы понесенные ими потери от снижения розничных цен на бензин. Эксперты между тем бьют тревогу: по их единогласному мнению, сразу после президентских выборов Россия наконец-то станет похожа на страны Старого Света. Правда, только в части цен на бензин.
Достигнуть уровня Австрии (56 рублей за литр 95-го) и самой дорогой страны в Европе, Норвегии (70 рублей за литр), за один-два месяца вряд ли получится – однако вполне можно прогнозировать, что автомобильное топливо подорожает примерно в полтора раза. На пару с полисами ОСАГО и техосмотром. А значит, следует быть морально готовыми к тому, что вместо 29-30 рублей за литр Аи-95 придется платить 45-50. Предпосылок для этого предостаточно. Среди них – упомянутый выше механизм компенсации, состоявшееся в январе повышение акцизов, высокие налоги, глобальная модернизация большинства российских НПЗ.
Напомним, между нефтяниками и руководством Минэнерго было достигнуто соглашение о временной «заморозке» цен на АЗС. В ближайшее время они не должны превышать декабрьский уровень. «У нас есть принципиальная договоренность с нефтяными компаниями, с участниками рынка ГСМ о неповышении цен на энергоносители, на ГСМ в рознице», – с таким заявлением выступил министр энергетики Сергей Шматко. Чиновник также добавил, что его ведомство будет осуществлять контроль за стоимостью бензина на отдельно взятых автозаправках (общим числом 1,6 тысячи).
Боссы нефтяных компаний вынуждены были пойти на временные уступки, но сразу же выступили с заявлением: с учетом даже минимального, едва заметного снижения цен их бизнес из прибыльного превращается в убыточный. Добровольно работать в «минус» нефтяники отказались, результатом чего стал приказ сразу трем ведомствам – Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития – о разработке алгоритма компенсации. Какой она будет, на данный момент ни у кого нет даже малейшей уверенности. Завеса над этой тайной будет приоткрыта в апреле: именно к первым числам этого месяца должна быть завершена работа над документом.
Это первый намек на очередной взлет цен. Странно было бы ожидать их существенного снижения и с учетом увеличения акцизных сборов – в правительстве считают это жизненной необходимостью, в частности, премьер Владимир Путин заметил: «Повышение акцизов обусловлено необходимостью формирования дорожных фондов. Это значительные ресурсы – если от транспортного налога регионы получают около 90 млрд рублей, то от повышения акцизов они получат 93-94 млрд рублей».
Об облегчении налогового бремени также говорить не приходится: на сегодняшний день стоимость автомобильного топлива более чем наполовину складывается из налогов. Их доля, по словам замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, в США составляет 15 процентов от розничной цены на бензин. В странах Старого Света – 70-80. В России же на данный момент – 55-65 процентов.