Лещ, новгородские грамоты берестяные в болотистой почве сохранились.
Вообще, мне этот аттракцион
я же прошу от тебя аудиозапись которую куст наговорил, правда? прими как данность и не скрипи от злости.
Яша, смотрите на это все шире.
Лещ, новгородские грамоты берестяные в болотистой почве сохранились.
не значит, однако, что до начала XIII века в Новгороде не писали на бересте. Более ранних грамот найдено много. В слоях XII века их собрано пятьдесят, в слоях XI века — семь. Это почти в тридцать раз больше, чем сохранилось до наших дней пергаменных актов того же времени. Но все же ранних материалов пока мало для столь же существенных наблюдений, какие оказалось возможным сделать, изучая позднейшие берестяные грамоты. Это естественно. Ведь от XIII—XV веков сохранилось в семь раз больше берестяных листов. Большинство древнейших грамот дошло в мелких обрывках. Это обстоятельство тоже затрудняет изучение древнейшей бересты.
И еще одна важная деталь главного фасада Большого театра приобрела законченный вид. Это знаменитая колоннада, возраст которой, заметим, старше основного здания. В 1820-е годы ее возводил предшественник Альберта Кавоса на посту архитектора Большого театра - Осип Бове. В процессе реставрации белокаменные колонны приобрели вид выздоровевшего пациента, которому врач больше не нужен. «С колонн на днях сняты компрессы, поставленные для их обессоливания», - рассказывает Михаил Сидоров.
«Когда Кавос получил в наследство от Бове эти колонны, - продолжает специалист,- он использовал в качестве гидроизоляции те материалы, которые были у него под рукой. А под рукой у него была береста – кора березы. Она не пропускала воду, но, конечно, за 150 лет рассыпалась, сгнила. За полтора века камни насквозь пропитались водой. И так как они стояли буквально на земле, соприкасались с почвой, то вместе с водой в них полезла грязь. Когда мы провели первые замеры, количество соли, а это именно соль выступает грязными пятнами, зашкаливало. Мы провели первое обессоливание и задали норму. Но для того чтобы окончательно решить этот вопрос, провели дополнительную процедуру нынешним летом. Это похоже на лечение артрита: на колонны накладывается обессоливающая мазь, сверху они оборачиваются целлофаном, и под солнцем, когда очень жарко, соль выходит. Процесс закончился, и в ближайшие десятилетия, мы рассчитываем на это, пятна не появятся. Каждая колонна теперь стоит на специальном бетонном подиуме, и это не даст возможности воде из грунта продолжать губительное дело».
.http://rus.ruvr.ru/2011/08/25/55143354.html
Участники Старорусской археологической экспедиции Новгородского госуниверситета нашли на Пятницком раскопе в городе Старая Русса берестяную грамоту и древний амулет, сообщила в пятницу руководитель экспедиции Елена Торопова. «Грамота стала второй в (текущем) сезоне и 45-ой за все время раскопок в Старой Руссе», - сказала Торопова.
Первую в сезоне грамоту, предварительно – XIV века, двое старорусских школьников, работающих на раскопках на каникулах, обнаружили 28 июля на Георгиевском раскопе у Георгиевской церкви XV века.
Новый раритет при зачистке одной из стенок раскопа у Старорусского курорта в четверг нашла сотрудница кафедры археографии Российского гуманитарного госуниверситета (Москва) Мария Исаева, которая второй год работает на раскопках в Старой Руссе волонтером. Грамота представляет собой фрагмент большей по размерам бересты. Ученые считают, что она была написана не позднее 1240 года. Раритет находится на реставрации.
Там лежало в торфе без доступа воздуха .
Зы. Почему колонны оборачивали берестой? Из за ее устойчивости к гниению. При определенных условиях вполне может сохраниться.
Ны счет лопоухих гоев не понял к чему здесь? Не трясите пейсами, вы не в синагоге.
заабали копипастеры...
Яков_Лещ, почитайте журнал "Юный техник" №2 за 1962 год
Да не из-за устойчивости бересты к гниению оборачивали, а потому что ничего другого не было, кроме дурацкой бересты!
Ну блин как можно верить, что беременные волонтёрши и школьники находят НАСТОЯЩИЕ берестяные грамоты пачками где только можно и где нельзя?
Амфилохий не был беременной волонтершей, но написал труд "Об отрывках из древле славянских рукописей XI XII XIII" И ему даже в болото нырять не пришлось.
Да не из-за устойчивости бересты к гниению оборачивали, а потому что ничего другого не было, кроме дурацкой бересты!
Яков_Лещ, вы большой знаток Большого театра!
Ваще филькины грамоты вполне могли и сохранится
е., "могли"? На основании? Или логика такая, что дерево, оно, конечно, гниёт,
е., "могли"? На основании? Или логика такая, что дерево, оно, конечно, гниёт,
...первая грамота оказалась написана не чернилами, она оказалась процарапана острым предметом. И, таким образом, если сама береста сохраняется, то столь же хорошо сохраняется и текст на ней – такая замечательная особенность прочерченного, а не написанного чернилами.
Потом археологами было найдено очень много инструментов, которыми эти буквы наносились. Это то, что в античной традиции называлось “стилос” и то, что в Древней Руси, как мы теперь знаем, называлось “писало”. Это такая палочка, как правило, металлическая или костяная, с одним острым концом и лопаточкой на другом конце. Форма – совершенно классическая, идущая из Греции и Рима, где она была придумана для того, чтобы писать по воску: острым концом писать, а лопаточкой на противоположном конце затирать воск, когда уже все прочитано и можно написать что-нибудь следующее. На бересте, конечно, ничего затирать невозможно, но, тем не менее, форма сохранялась традиционной именно эта.
Кстати, находили эти предметы гораздо раньше, чем берестяные грамоты, но никто не знал, что это такое. Одни археологи определяли их как гвозди, другие – как шпильки очень большого размера для волос, третьи – как просто неизвестные предметы – их можно было найти в музеях под такими названиями. Сейчас мы прекрасно знаем, что это инструменты для писания – писала. Их сейчас в разных местах найдено уже больше сотни. Иногда их даже находили не отдельно в земле, а в кожаном футлярчике, который крепился к поясу. Так что можно представить себе образ такого древнего новгородца, у которого с одной стороны на поясе был нож (который обязательно всегда был), а с другой – писало, две стороны его нормальной ежедневной деятельности.
Но постепенно мы поняли, что основная причина, почему до нас доходят обрывки, а не целые грамоты, – совсем другая и по-человечески в высшей степени понятная. Адресат, получив письмо, так же, как мы с вами, в большинстве случаев не хотел, чтобы оно, валяясь на земле, попало в руки соседа или кого угодно другого, который прочитает все, что вы получаете. Поэтому громадное большинство полученных берестяных писем, как мы сейчас понимаем, человек немедленно уничтожал. Если он был около очага – бросал в огонь, и было все в порядке. Если нет, то чаще всего резал или рвал, если рядом был нож, то брал нож и резал им, некоторые разрезаны ножницами. Кстати, старые ножницы очень хорошо работают, их неоднократно находили археологи. Шутка состоит в том, чтобы обрезать этими ножницами какому-нибудь недоверчивому посетителю кончик бороды.
Если режущих предметов не было, то человек рвал руками, и тогда уже нам достается такой обрывок. Вот основная причина, она в высшей степени понятна, по которой сейчас большую часть мы имеем фрагментами, а не целыми документами.
.http://www.polit.ru/article/2006/11/30/zalizniak/
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы