Проверка регулятора напряжения
Рабата регулятора заключается в непрерывном и автоматическом изменении тока в обмотке возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение на выходе генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и тока нагрузки генератора.
Проверка на автомобиле
Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15?30 В, класса точности не ниже 1,0.
После 15 мин работы двигателя на средних частотах вращения при включенных фарах замеряют напряжение между клеммой и корпусом генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,6?14,6 В.
В том случае, если наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные выше пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.
Проверка снятого регулятора
Регулятор напряжения лучше проверять в сборе с щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя.
Между щетками включите лампу мощностью 1 ? 3 Вт, 12 В. К выводам присоедините ?+? ?Б?, ?В? а к массе регулятора ??? источника питания сначала напряжением 12 В, а затем 15? 16В. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором ? нет.
Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв или нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.
ГЕНЕРАТОР
Правила проверки и эксплуатации генератора
? При эксплуатации, обслуживании и ремонте генератора следует соблюдать нижеприведенные правила, нарушение которых может привести к повреждению регулятора напряжения или диодов (вентилей) выпрямителя:
? вывод ?минус? аккумуляторной батареи всегда должен соединять-ся с корпусом, а ?плюс? ? подключаться к полюсу генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды выпрямительного блока (вентили) генератора и отказ их в работе;
? не допускается работа генератора с отсоединенной от зажима аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на полюсе генератора, которые могут повредить регулятор напряжения и электронные устройства в бортовой сети автомобиля;
? запрещается проверка работоспособности генератора ?на искру? даже кратковременным соединением полюса генератора с корпусом. При этом через диоды протекает значительный ток и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра;
? диоды генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание);
? проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от диодов выводами фазных обмоток;
? запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора;
? при электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.
Контрольные проверки генератора
Проверка генератора на стенде
Проверка генератора на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. Щетки проверяемого генератора должны быть хорошо притерты к контактным кольцам, а сами кольца должны быть чистыми.
Установите генератор на стенд и выполните соединения. Включите электродвигатель стенда, реостатом установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 об/мин. Дают генератору доработать на этом режиме не менее 2 мин, а затем замеряют ток генератора. У исправного генератора он должен быть не менее 55 А.
Если ток генератора меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора или ротора, о повреждении диодов или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.
Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 об/мин. Реостатом установите ток от генератора 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 14,1 ?0,5 В при температуре окружающего воздуха и генератора 25 ? 10 °С.
Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и диоды генератора.
Проверка обмотки возбуждения ротора
Обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, сняв только регулятор напряжения вместе с щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверьте, нет ли обрыва в обмотке возбуждения и не замыкает ли она на корпус.
Проверка статора
Статор проверяется отдельно после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от диодов выпрямителя. В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на корпус.
Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямителя. Статор с такой поврежденной обмоткой следует заменить. Затем проверьте специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.
Проверка диодов выпрямительного блока
Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание). В случае повреждения одного из диодов выпрямителя необходимо заменять целиком выпрямительный блок.
Короткое замыкание диодов можно проверить без снятия генератора с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Также отсоединяются вывод ?Б? регулятора напряжения от клеммы генератора и провод от вывода ?В? регулятора напряжения. Проверить можно омметром или с помощью лампы (1 ?5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи.
С целью упрощения крепления деталей выпрямителя три диода имеют на корпусе плюс выпрямленного тока (это сборка диодов прямой полярности ? положительная). Они запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, соединенную с выводом генератора. Другие три диода (отрицательная сборка) имеют на корпусе минус выпрямленного тока. Они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с массой.
Сначала проверьте, нет ли замыканий одновременно в положительных и отрицательных сборках. Для этого плюс батареи через лампу подсоедините к зажиму генератора, а минус ? к корпусу генератора. Если лампа горит, то и отрицательная, и положительная сборка имеют короткое замыкание.
Проверить короткое замыкание отрицательных сборок можно, соединив ?плюс? батареи через лампу с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а минус ? с корпусом генератора. Горение лампы означает короткое замыкание в отрицательной сборке одного или нескольких диодов. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание диодов.
Для проверки короткого замыкания в положительной сборке ?плюс? батареи через лампу соедините с зажимом генератора, а ?минус? батареи ? с одним из болтов крепления выпрямительной сборки. Горение лампы укажет на короткое замыкание в положительной сборке одного или нескольких диодов.
Без разборки генератора обрыв в диодах можно обнаружить только косвенно при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20?30%) тока от генератора по сравнению с номинальным. Если обмотки, дополнительные диоды и регулятор напряжения генератора исправны, а в диодах нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв цепи в диодах.
Проверка дополнительных диодов
Короткое замыкание дополнительных диодов можно установить без снятия и разборки генератора, отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора и провод от вывода ?В? регулятора напряжения.
?Плюс? батареи через лампу (1 ?3 Вт, 12 В) присоедините к выводу генератора, а ?минус? батареи ? к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Если лампа загорится, то в каком-то из дополнительных диодов имеется короткое замыкание. Найти поврежденный диод можно, только сняв выпрямительный блок и проверяя каждый диод в отдельности.
Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по искажению кривой напряжения на штекере, а также по низкому напряжению (ниже 14 В) на штекере при средней частоте вращения ротора генератора.