На такие условия никто не подпишется. Что считать крупным косяком? При желании косяков найти можно.
Развернуть
Пожалуй, самое важное отличие аренды жилья в Германии в том, что стандартный договор на аренду – бессрочный. И если квартирант выполняет свои обязательства, заставить его выехать из квартиры весьма затруднительно. Даже если недвижимость меняет хозяина, то это не приводит к автоматическому расторжению аренды. Мало того – у нового владельца не так много рычагов даже для того, чтобы пересмотреть цену в договоре. Для начала ему потребуется доказать обоснованность этого решения. А если жилец попадется несговорчивый, он может судиться с хозяином до упора. В каждом городе Германии действуют ассоциации арендаторов, в которых работают юристы, съевшие собаку на тонкостях жилищного законодательства. Членство в них, разумеется, не бесплатно, но, как правило, оно того стоит. Туда обращаются не только в случае спора о цене жилья, но и в массе других ситуаций. Наши друзья, например, благодаря помощи консультантов заставили арендодателя за свой счет заменить некачественно установленные пластиковые окна и утеплить постоянно отсыревающие стены. Плесень - это, кстати, типичная проблема местного жилья, такой уж климат.
К слову, квартиры с прожженными, закаленными в тяжбах арендаторами обычно выставляются на продажу много ниже своей рыночной цены. Местные покупатели о содержимом таких ящиков Пандоры прекрасно проинформированы. А вот немалое число наших соотечественников, мечтающих о недвижимости в Европе, об этом не знает. В результате их ждет неприятный сюрприз. На русскоязычных форумах можно найти массу историй о том, как люди, клюнув на заманчивое предложение риелторов, после покупки тратили кучу нервов и спускали уйму денег на адвокатов, а в итоге были вынуждены с убытком продавать жилье, в котором они так и не смогли поселиться.
Надо отметить, что суд с владельцем квартиры – вещь для немца настолько же обыденная, как поход к стоматологу. В действительности, отношения хозяев с жильцами у нас и в Германии отличаются мало – это ровно та же смесь недоверия, мелочности, склочности с одной стороны, и разгильдяйства, безответственности, нахальства – с другой. Просто способ решения конфликтов несколько иной. Из тех наших знакомых, кто живет в Германии долго, тяжбы по квартирному вопросу не избежал практически никто. До суда, впрочем, дело доходит не всегда. Чаще всё заканчивается мировым соглашением, потому что так выгоднее и тем, и другим: суммы фигурируют небольшие, а процесс может тянуться очень долго.
Хотя, если с обеих сторон попадаются особо принципиальные граждане, получаются весьма показательные истории. Например, отец нашей знакомой три года судился со своим бывшим квартирным хозяином из-за трещины в раковине. Когда почтенный пенсионер съехал, хозяин заметил повреждение сантехники, раковину заменил, а расходы удержал из залога. Цена вопроса составляла несколько сотен евро, но возмущенный жилец решил, что его пытаются обмануть, а значит – надо идти до конца. И подал на владельца квартиры в суд. Процесс проходил по всей форме, с приглашением свидетелей, фотодоказательствами и речами адвокатов. В результате правым признали арендодателя, и от этой кошмарной несправедливости истец не может оправиться до сих пор. Узнав, что я журналист, он позвонил мне и самым подробнейшим образом пересказал свои злоключения, причем лишь с большим трудом мне удалось его убедить, что нет смысла приезжать ко мне лично со всеми материалами дела. Пострадавший от судебной системы очень хотел, чтобы его историю узнали на Родине. Пользуясь случаем, выполняю эту просьбу.
К слову, упомянутый залог – это, пожалуй, самый популярный повод для разбирательств между съезжающими жильцами и владельцем квартиры. Залог этот в Германии называется кауцион, размер его равен двух- или трехмесячной квартплате. Вносится он при заключении договора и строго регламентирован. Владелец дома должен положить всю сумму на депозит, оформленный на имя квартиросъемщика. Когда тот будет съезжать, счет разблокируется, но лишь в том случае, если арендодатель не находит, к чему придраться. А повод находится непременно.
Здесь нужно сказать, что, освобождая квартиру, прежний жилец должен не только вывезти вещи, но и в качестве дембельского аккорда поработать маляром. Дело в том, типичная отделка стен в Германии – это обои под покраску. Каждый новый обитатель получает квартиру белой, по своему вкусу красит ее, но перед отъездом ему нужно вернуть все в первозданный вид. Исключение может быть сделано только для кухни – немцы, переезжая, обычно не стремятся забрать кухонный гарнитур, потому что вероятность, что он впишется в новую квартиру, не слишком высока. Соответственно, и перекрашивать кухню не надо. Если мебель почти новая, ее постараются перепродать новым жильцам. Так сделали, например, наши предшественники.