ИНТЕРВЬЮ С АЛЛОЙ ВАЛЕНТИНОВНОЙ БОРОДИНОЙ, автором и разработчиком курса ?Основы православной культуры?, главным редактором издательства ?Основы православной культуры?, президентом Межрегионального фонда содействию развития образования и культуры ?Основы православной культуры?, членом Союза писателей России, кавалером ордена Преподобного Сергия Радонежского РПЦ.
КОРР: Алла Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о том как обстоят дела с курсом ?Основы православной культуры?, прежде всего, почему нужно изучать основы православной культуры в школе?
АЛЛА ВАЛЕНТИНОВНА: Поскольку главной функцией образования является передача культуры и социального опыта, то содержание религиозно-культурологическое, познавательное обязательно должно быть достоянием школьников и студентов. Религия на протяжении всей истории человечества была и остаётся наиболее значимой и сложной частью культуры: и политика, и идеология, и право, и обычаи, и искусство так или иначе оказываются связанными с религией. Науке не известны безрелигиозные человеческие культуры. Более того, вера (религия или атеизм) всегда находится в центре духовной, внутренней жизни каждого человека, его ценностных установок, поведения, а общество ? это люди, объединённые какими-то задачами, идеями, установками. Поэтому религиозные ценности всегда в центре культурной и социальной жизни народов, это духовный, мировоззренческий, нравственный стержень и важнейший культурообразующий фактор любого народа. Поэтому изучать и передавать культуру без ознакомления с основами религиозной культуры, которая связана с народом, государством, просто невозможно, это всё равно что носить коробочку с драгоценным изделием и никогда её не открыть и не надеть. Культура существует для того, чтобы ею пользовались, а не для того, чтобы её прятали. А безкультурье и нетерпимость, которыми наполняют наш мир большинство СМИ и которые проявляют некоторые борцы с основами православной культуры, следовало бы прятать. А у нас, к сожалению, пока наоборот. Люди в России продолжают творить, пишут прекрасные стихи, песни, книги, но на экранах телевизоров мерзости, глупости и постоянные споры, в которых ведущие просто не умеют себя вести, как только человек говорит что-нибудь патриотическое или интересное, или дельное, его обязательно прерывают. Сразу видно, что продолжается заказ на борьбу с традициями, с культурой. Кривляются одни революционеры культуры и бездари, вообще-то получается, что это одно и тоже.
А что касается православия, православной культуры, то в России в течение почти десяти веков ? государственная религия и до сегодняшнего дня ? культурообразующая религия. Задумайтесь, вся история России ? только с этой религии, с самого основания государства. Только с православием. Живут представители других конфессий, и к ним православие учит относиться терпимо, с уважением к их праву выбора. Но православие нужно защищать жизнью, это традиционная установка в России.
КОРР: Насколько я могу судить по публикациям, именно это Вам приходиться делать в течение ряда лет. А сейчас борьба прекратилась с Вашим курсом, учебником?
АЛЛА ВАЛЕНТИНОВНА: Что Вы? Борьба с курсом ОПК, с моими (не с одним, учебников у меня уже много) учебниками ? это и есть борьба за право и возможности реформировать православие. Поэтому ни один автор не подвергается таким нападкам, как я. Мне тоже говорят, не берите так глубоко, так основательно, и Вас травить быстро перестанут. Когда несколько лет шли суды, от меня требовали не много: всего лишь изменить несколько фраз: не цитировать каноническое Евангелие и не говорить с уважением о православных традициях и русском народе. А на заседаниях суда ненавистники православия и русской культуры стали требовать от Прокуратуры признать недействительным факт жизни и Распятия Христа. Как Вы считаете, в чём можно было уступить?
В православии нельзя немножко отступить, здесь отступить ? значит предать. На то оно и православие, чтобы сохранять традиции от Христа и апостолов и хранить любовь.
От нас требуют перейти от веры к абстрактным рассуждениям, посмотрите, какими аргументами пользуются мои гонители, например, Кураев А.: никаких аргументов, просто так он думает и так ему кажется, просто он не читал моих учебников, просто у него любви не рождается и т. д. И вот эта либеральная звезда устраивает хозяев всех антиправославных, русофобских СМИ. Часы эфира и полосы либеральных газет и журналов, а результат: никакого материала, никакой здравой мысли, да и просто мысли нет, одни обрывки воспоминаний и оскорбления выливаются то на меня, то на ?дураков в рясе?, так он выражается теперь. Кого он имеет в виду, может быть, это всего лишь самокритика, тогда, наверное, вполне уместная, но почему ? во множественном лице? По-моему, кого-то он всё-таки оскорбил.
КОРР: Да, право, позиция его странная. Может быть, это просто зависть из-за того, что его не подключили к этой работе.
АЛЛА ВАЛЕНТИНОВНА: А кто кого куда подключал вообще? Я разве выполняла чей-то заказ? Из госбюджета не затрачено ни одной копейки ни на разработку, ни на издание моих пособий. И никто никому не запрещает, просто, может быть, ждут, что будут платить как за рекламу зарубежной оккультной литературы. Что же, допускаю, что то, что написал бы Кураев, будет оплачено, ведь все эти передачи и публикации кто-то финансирует. Но если бы он мог что-нибудь написать, уже давно бы сделал. Но учебник, это не мемуары ни о чём. Здесь нужно многое такое, чего он даже понять не может. Конечно, зависть страшная и слепая сила, люди звереют от зависти. Такая причина возможна, думаю я, но дело не только в этом. Получается, что, прикрывается принадлежностью к Русской Православной Церкви, Кураев борется с тем, что благословляет Православная Церковь. Святейший Патриарх говорит о необходимости ввести ?Основы православной культуры?, а Кураев на передаче ?Эхо Москвы? говорит, что он против этого курса, а нужно вводить историю религий мира, и сам признаётся, что пошёл к А. Фурсенко извиняться, за то, что того освистали из-за навязывания истории религий мира. Расценить это можно лишь как упорные действия к получению заказа на создание учебника, причём такого, который пойдёт не обсуждение учителя и родителей, проверку практикой, а который будет внедрён как обязательный без всякой оценки общественности в рамках истории мировых религий.
Я уже знаю такого чиновника из Департамента образования Москвы, который всегда доказывал, что он православный и очень строго критиковал все пособия яко бы с позиции православия, но, как только Департамент заявил о намерении ввести вместо курса ?Основы православной культуры? курс ?Истории религий мира?, то сразу решил создавать программу и писать учебники по этому курсу. И куда делось православие и строгая православная позиция?
КОРР: И всё же почему так звучат именно ?Основы православной культуры?? Есть ли ещё какие-либо курсы близкого содержания. Конечно, есть, с самыми разными концепциями: филологической, этической, исторической, искусствоведческой, родословно-исследовательской, краеведческой и т. д. Они нередко имеют даже близкое название, собственно, не скажу ничего нового, если упомяну в этой связи и русскую литературу, и искусство. Православная культура есть даже в базовом компоненте в областях знаний словесность, история, искусство. Но он не раскрывается, недоступно, именно потому что нет в школе курса ?Основы православной культуры?. Этот курс раскрывает историю формирования православной культуры, показывает традицию и объясняет, что составляет основу веры. А все другие курсы, включая базовые, показывают, как эти основы проявлялись в культуре: искусстве, прозе, поэзии, повседневной жизни, в семье.
Когда были судебные тяжбы и клевета, оскорбления в СМИ, никто не захотел даже название ?Основы православной культуры? поставить на свои пособия, я уж не говорю о содержании. А теперь под видом ?Основы православной культуры? пытаются всё это внедрить в школы. Но если это даже не называется ?Основы православной культуры?, на каком основании это так нужно рассматривать? Может быть, это хорошие курсы, я даже не обсуждаю это, но если правомочна была бы такая подмена, то и литературой можно заменить и историей, и искусство, если их расширить и включить несколько тем.
Или появилось краеведение такое забавное: перетащили страниц десять из моего учебника, добавили несколько очерков о местных знаменитостях и вот он курс взамен ОПК регионального значения. То ли слепые, то ли без совести совсем. А здесь бьёмся, отстаиваем ОПК, потому что Основы православной культуры содержат именно то необходимое, что позволяет сохранить единое культурное, образовательное и территориальное пространство России.
Понимаете, почему некоторые зарубежные фонды поддерживают региональные программы? Ради членения России. Разделяют русскую, православную культуру на истории православия земли Смоленской, Курской, Вологодской, финансирование, самостоятельность и всё? Вокруг, а не взамен, следует строить другие необходимые блоки: этика семьи, региональное краеведение и т. д. Хорошее содержание, новые полезные курсы найдут своё место, если будут ?Основы православной культуры?. Та же литература может меняться и даже в сторону православного содержания, но это не значит, что это можно назвать ОПК, это совсем другой предмет, другое содержание, другие критерии отбора материала и т. д.
Об этом нужно писать, говорить. Если кто-то это делает сознательно, понятно, их не остановишь, а кто просто ошибся, может быть, ещё поймут, смогут исправить. За православие нужно стоять, за Россию нужно стоять, никакие корыстные ?мелкособственнические?, коммерческие, региональные интересы не должны заслонить главного, за что ответ держать придётся и перед народом, и перед историей и более того.
КОРР: Наверное, очень важно сегодня создать курсы подготовки учителей. Хотя есть опасения, что и здесь первыми преподавателями и организаторами окажутся опять желающие реформировать православие и подменить Ваш курс.
АЛЛА ВАЛЕНТИНОВНА: Уже сейчас с предложениями организовать и прочитать такие курсы для учителей приходят в Управления образования разные частные организации с громкими названиями, даже такими как ?Международная академия?, ?Педагогическая академия?, ?Институт экспертизы образовательных программ? и т. д., последних даже две я знаю, и всё это частные организации. Понятно, что и качество будет соответствующее. Странно, что они находят иногда что-то общее с каким-либо благочинием, это обеспечивает доверие учителей, а качество от этого лучше не становится. Например, Совсем недавно наткнулась в одной газете на восторженную заметку по поводу организации курсов для учителей по ОПК. Дифирамбы были направлены в адрес ?профессора по ОПК?, десять лет назад написавшей очень своеобразную книгу о воскресной школе ?для учащихся и учащих?. И эта книга преподносится уже как учебник по ОПК. А книга на самом деле в силу как содержания, языка, подачи, так и ?особого? жанра ? ?для учащихся и учащих?, ? не используется ни первыми, ни вторыми. Конечно, на тему православия можно писать много и в разных формах, но профессиональный учитель с первого взгляда определяет, что книга написана человеком, не знающим специфики светской массовой школы и вообще не разбирается в специфике учебно-методической литературы. Десять лет назад литературы было так мало, что я тоже пыталась рекомендовать своим учителям (только учителям!) воспользоваться пока и этой книгой, но даже читать никто не захотел, увидев, каким языком и что там написано. Я процитирую первое, что открылось: ?На каких молитвах строим занятия в этом возрасте? После начального периода собирания внимания надо сразу в одном уроке давать молитву-прошение, молитву-благодарение и молитву-покаяние. Нужно, чтобы дети знали, ?не какую молитву, когда надо читать?, или, как говорят, ?какая от чего помогает?, а слушали, что происходит в их сердце, ибо?? и т. д. и т. п. Именно так и написано: ?после начального периода собирания внимания надо сразу в одном уроке давать молитву-прошение, молитву-благодарение и молитву-покаяние. И это легко рекламируется как учебник по культурологическому курсу ?Основы православной культуры?? И причём это, как написано автором, предназначено в первую очередь учащимся. Надо сказать, что сама автор этой ?универсальной, многофункциональной? книжки всегда ?не жаловала? ОПК, а теперь, видимо, ввиду популярности ОПК перспективы заработка заставляют использовать ситуацию иначе. Конечно, сначала подумала я, может быть, это так преподнесла газета, её некомпетентные журналисты, и не стоит обращать внимание на такой случай. Но самое интересное, что ни правозащитники, ни Кураев с этим воевать не будут, их это вполне устраивает, потому что это более сильные удары по православию и по новому курсу, чем они могли бы придумать.
КОРР: Наверное нужен какой-то Центр по ОПК?
АЛЛА ВАЛЕНТИНОВНА: О, с этой идеей носится целый ряд деятелей, бывших чиновников и священников. Надо сказать, что хотят его организовать, как правило, тоже именно те, кто ничего не создали по этому курсу, но стремятся возглавить. На Рождественских Чтениях у кого-то прозвучали слова о том, что все призывают к единению и непременно под их руководством. Я это тоже заметила. Уже пять лет все призывают встать под их руководство и создать свой экспертный и научно-методический совет. Сейчас опять это зазвучало. Но я предпочитаю работать с теми государственными профессиональными структурами, какие есть. Если никто из новых создателей новых структур не захотел ни в чём помочь нам раньше, когда мы нуждались, могу ли я им доверять теперь? И буду ли доверять этой новой структуре, если я вижу, что там находят место именно те, кто с моим курсом боролся и борется открыто или, делая вид, что сочувствуют, но в целях ?осторожности?, тормозят продвижение курса. Кроме того, таких ?Центров? уже создано много и в каждом регионе они есть. У меня тоже фактически создан свой центр, свой издательский центр, свой экспертный совет и т. д. Мы помогаем друг другу, но как-то оформлять его я не хочу. Но я рада сотрудничать со всеми, кто готов работать, а не мешать работать. Ко мне регулярно приходят всё новые и новые люди, обещают помощь, просят дать возможность работать. Но время и сам труд раскрывает, кто к чему на самом деле стремился. Идёт естественный отбор. Так и с ?центрами?. Когда мне предлагали от разных секций обсудить резолюции, там тоже чаще всего звучала идея ?Центра?. Я спрашиваю, что Вы имеете ввиду: конечно себя, своего покровителя и свой центр? А поскольку таких ?центров? несколько, я и говорю: ?Пишите, что считаете нужным, потому что помощи мне от Вас никакой, но и помешать Вы мне не сможете. Но если у Вас будет хороший коллектив из людей, которым можно доверять и Вы захотите помогать и мне, я буду рада, помогу, буду сотрудничать. Сама даже ничего не прошу и не требую ни от кого. Так лучше. Есть Кому управить этим важным делом.
КОРР: Насколько разработан сегодня Ваш курс? Его трудно преподавать?
АЛЛА ВАЛЕНТИНОВНА: Уже существует около пятнадцати учено-методических пособий. Шесть разделов обеспечены учебными пособиями для учащихся, есть пособия для учителей, есть даже рабочая тетрадь для 2-го класса. Издаётся серия ?Лекции по курсам ?ОПК?, ?МХК?, ?Искусство?. Учебные пособия проходили экспертизу в Федеральном экспертном совете и получили грифы ?Допущено? и ?Рекомендовано?. На мой взгляд, нетрудно преподавать и очень интересно, главное, что детям интересно. Но учиться придётся всегда. Впрочем, как и по любому другому предмету. Я знаю, как работают профессионалы, например, учитель истории или литературы, он пятнадцать лет преподаёт и постоянно исправляет свои уроки, покупает новые методические материалы, ходят на уроки к другим учителям. Так и по курсу ОПК.