так или иначе настройки стоек производителями " болтаются" в некотором диапазоне, который мы своим "жопомером" вообще не почувствуем. К тому же ГОСТ допускает просто фантастические отклонения усилий( а это жесткость ) от номинала. Например+\-50% на сжатие и +\- 25% на отбой. Газ или масло: с каким усилием газ сопротивляется входу штока в амортизатор, точно с таким же усилием он выталкивает его. Энергоемкости амортизаторов газомасляных и масляных ОДИНАКОВЫ. Может стойки стоит выбирать по надежности герметизации?!Могу сказать , что чем то отличаются сс-20 и СААЗ. У остальных все одинаково( шток авто, демфи, эластомаг итд)
Попробуем, чтобы было хоть чуть интереснее.
Развернуть
Все вещества в природе имеют три агрегатных состояния: жидкие, твердые и газообразные. В определенном диапазоне температур на Земле есть жидкости. Есть жидкости "готовые" вот-вот перейти в газообразное состояние, а есть жидкости готовые перейти в твердое состояние. Если будем смотреть в сторону повышения температуры, то по достижение определенного значения жидкость начинает кипеть. Разумеется температуры у всех разные.
Однако, процесс перехода из жидкого в газообразное состояние у всех практически одинаков. Одно из видимых- это образование пузырьков. Хотел только сказать, что это не пузырьки воздуха, это пузырьки насыщенного пара этого же вещества. Для понятия: со дна кастрюли при кипении поднимаются пузырьки, но это же не может быть воздухом, откуда ему там взяться!
Температура кипения тесно связана с давлением. Например, на высоте 5000м над уровнем земли вода может кипеть и при 60С. То есть вода кипит, но мяса там не сваришь температура мала(60С). Однако есть и другая сторона медали мы можем повысить температуру кипения жидкости повысив давление в закрытом сосуде. Это скороварка, автоклав итд. То есть, повысив незначительно атмосферное давление вода уже будет кипеть, допустим, при 120С. Стоит заметить, ЧТО ПРИ ТАКИХ УСЛОВИЯХ ВСЕ ЖЕ ВОДА, ПРОХОДЯ сто градусный РУЖЕЖ НЕ КИПИТ.
Все, что мы с вами рассматривали является статическими процессами. Основное условие — жидкость никуда не течет, просто повышается или понижается температура и давление.
Теперь попробуем воспроизвести некоторую динамику. Следует принять, как аксиому, что при повышении скорости течения жидкости, например, в трубе( при сужении проходного сечения) ДАВЛЕНИЕ ПАДАЕТ! ПАДАЕТ! Этот процесс описывает закон Бернулли.
Теперь амортизатор. Здесь, конечно, жидкость не находится в покое. Она с различной скоростью протекает, "свищет" через различные клапаны и щели и отверстия. Наблюдается сужение проходных отверстий в поршне и клапане сжатия и как следствие( см выше) скорость течения повышается и давление падает. А при падении давления жидкость стремится вскипеть, даже при комнатной температуре. Процесс этот называется кавитацией( холодным кипением). И, к сожалению, он сопровождается образованием пузырьков и как следствие происходит пенообразование. Не стоит сильно огорчаться, делать умное лицо и говорить, что при езде он этот процесс даже ощущает. Эффективность работы амортизатора падает не на столько, чтобы огорчаться. Тем более, что мы живем не в Африке и температура окружающей среды невысока.
Теперь руководствуясь вышеизложенным, нужно каким то образом повысить ДАВЛЕНИЕ внутри амортизатора. Тогда кавитация не будет возникать или устранится полностью. Именно по этому стойки стали делать ГАЗОМАСЛЯНЫМИ. А Россия их стала делать (СААЗ) в 2015году. Обратите внимание, что до этого года жили и не тужили.
К тому же следует обратить внимание на то, что при повышении давления внутри резервуара, оно(давление) распространяется во все стороны одинаково( закон Паскаля). Мы же поняли, давление закачиваем, чтобы жидкость стала менее склонна к закипанию. А не стремимся поднять машину с помощью увеличения давления внутри амортизатора. И получатся, что давление внутри амортизатора отнюдь не зависит( практически не зависит) от диаметра штока и грузоподъёмности авто.
Конечно, возникает множество вопросов : почему азот, что происходит зимой, почему у стоек из магазина разное давление, почему штоки выходят с разной скоростью.
Для начала: согласно ГОСТУ стойка амортизаторная или амортизаторная стойка. Вы не станете ближе к теме и умнее тоже не станете, если будете называть: " колодка тормоза или стойка амортизатора, амортизационная стойка" Что у амортизатора есть стойка? Еще круче амортизационная стойка. Зелень листа- зеленый лист, стекло окна- оконное стекло, ум человека- не понимаю для чего это. Моторная лодка — мотор лодки, мостовой кран — кран моста или мост крана. В самом начале разговора всегда нужно определяться о чем мы говорим — амортизатор и амортизаторная стойка. Пишу " с листа" не редактирую, думаю поймете. Это не научная статья. Пожалуйста, что не понятно спрашивайте . Конечно есть, что сказать и по давлениям
Газ необходим для создания избыточного давления. Можно, в принципе, использовать и воздух( свыше 70% азота), однако присутствие воды, влажность воздуха — нельзя. Но это не тот случай, когда все внутри стойки начнет ржаветь. Опять — таки ни одному производителю не разрешат заполнять воздухом, таковы требования
А чтобы, при температуре точки росы, влага не выпала, пришлось бы сушить воздух до -60С . Получится слишком дорого. Остальные инертные газы производство и использование тоже дорого. Азотодобывающие станции, по принципу охлаждения и разделение уже жидких газов тоже дорого. Дешевый азот получился при пропускании его через "сетку" "решето" с определенной клеткой, где примеси и кислород отделяются от воздуха и влажности тоже нет. Этот принцип сразу стал использоваться на шиномонтажах и долгое время дурили людей с этим азотом. Таким образом : азот дешево и нет влаги.
По оптимальности давления. Большей частью давление зависит от конструкции клапанных механизмов и склонности к возникновению кавитации. Хотя специалисты по кавитации вообще сказали, что в амортизаторах это надуманная проблема. Нет уноса вещества или разрушения клапанных механизмов нет проблем. Давление двухтрубном амортизаторе обычно от трех до 7-9 атм( хотите бар). БОльшие давления стали вкачивать корейцы и в последнее обозримое время. Пожалуй, не стоит не брать во внимание и то, что полость в которую попадает газ может быть разного объема и соответственно давление будет зависеть от положения штока в амортизаторе(!). Так же может из-за антистравливающего ободка сальника газ в амортизаторе может оказаться разного давления
Если видеть внутренности амортизатора при его работе и можно даже опытным путем подбирать избыточное давление азота. Меньше пены — оптимальное давление. Колебание давления вообще ни на что не влияет. Если разговор идет об усилиях.
То давление газа дает на сжатие такое сопротивление, как и на отбой во время выхода штока он помогает с таким же усилием. Жесткость стойки НЕ МЕНЯЕТСЯ, ЭНЕРГОЕМКОСТЬ ТА ЖЕ САМАЯ. Согласно требованиям Ассоциации производителей амортизаторов отклонение усилий от номинала допускается аж 50%!, а на отбой 25% отклонений. О чем мы вообще говорим, о восстановлении давления газа в амортизаторах? Что Что? Куда?!